Технологии и ИРИТУ: как стартап-студия помогает развитию региона
Как запрос на создание технологичных и конкурентных бизнесов решается за счет стартап-движения рассказал директор стартап-студии ИРНИТУ Сергей МаяренковПредприниматель, директор стартап-студии Иркутского национального исследовательского технического университета
Первый университетский стартап Иркутска получил 1,7 млн рублей выручки.
Созданная два года назад стартап-студия на базе иркутского Политеха (ИРНИТУ) стала одной из первых «фабрик стартапов», открытых в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». И собрала вокруг себя неравнодушных предпринимателей и потенциальных инвесторов, заинтересованных в развитии региона. Как запрос на создание технологичных и конкурентных бизнесов на уровне регионов решается за счет стартап-движения рассказал директор стартап-студии ИРНИТУ Сергей Маяренков.
— На ваш взгляд, на каком месте сейчас находится Россия относительно мирового рынка стартапов?
— Я думаю, что мы в начале пути. Все-таки советское время запрещало предпринимательскую деятельность, была уголовная статья. То, что мы за эти 30 лет сделали в области развития предпринимательства, — это огромный путь.
Если посмотреть на кривую российских показателей и на то, как мы двигаемся, я думаю, есть шанс занять в мире неплохое место в будущем.
— Какие проблемы возникают у тех, кто запускает стартап в России?
— Знаете, если сравнить развитие предпринимательства с тем, что вы сажаете зернышко в плодородную почву или в бедную почву… То все-таки мы сейчас находимся в технологической пустыне. И всем, кто там, надо пробираться сквозь эту пустыню, может быть, еще и покрытую асфальтом. Это самая жесткая среда для того, чтобы сильные выжили, но, наверное, другого и не дано…
Однажды один предприниматель из Нерюнгри сказал: я не люблю бизнес-инкубаторы, ведь если мы берем медвежонка, воспитываем его в зоопарке и выпускаем в лес, он не выживет. Чем жестче условия развития у стартапа, чем хуже ситуация, тем более сильным и устойчивым он будет потом. Но все-таки справедливости ради надо понимать, что если среда и почва благоприятная, а понемногу в России складываются для этого условия, стартапы будут возникать быстрее и станут востребованнее, будет формироваться рынок.
Рынок стартапов, на котором кто-то покупает готовые бизнесы, в России еще не сформирован. И это тоже проблема для ребят, которые приняли решение создавать стартапы. В этом отношении они идут во многом вслепую, с верой и надеждой потом встроиться в какие-то производственные цепочки.
— И этот шанс у них есть?
— Мне кажется, что федпроект и инструменты развития, которые сейчас активно внедряются, включая стартап-студии — это хороший шанс освоить технологию запуска стартапов и попробовать начать создавать инновационные компании. Для Иркутска точно. Если собрались такие неравнодушные предприниматели, которые беспокоятся о будущем региона, они точно хотели бы делать какие-то современные, конкурентоспособные бизнесы на своей родной территории, в своем родном городе. И схема с созданием стартапов и их последующей продажей может быть очень хорошим ответом на этот запрос. Мы всегда переживаем, оправдываем беспомощность свою тем, что рынок небольшого города или даже России мал для создания бизнеса, но для создания стартапа не нужен большой рынок именно в вашем городе и это революция для малых городов и малых рынков.
— Почему вы стали директором университетской стартап-студии, что в этом движении привлекает вас лично?
— Я давно занимаюсь трансформацией университета и предпринимательской деятельностью. Мне повезло видеть, как действовала все эти годы команда Троицкого «ТехноСпарка» (компания, занимающаяся серийным созданием высокотехнологичных бизнесов) и Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
И как только была объявлена программа создания стартап-студий, мы с четырьмя знакомыми предпринимателями объединились и вложили в этот проект собственные инвестиции.
Мы давно планировали подобное, но чего-то не хватало — в этом плане программа создания университетских стартап-студий пришлась очень кстати. Это позволило начать в ИРНИТУ развитие техпредпринимательства.
Я сам серийный предприниматель: до момента запуска студии лично создал больше 10 разных бизнесов, но делал это по возможности, по-случаю. Серийно тиражировать технологию запуска стартапов — это, честно вам скажу, совсем другая, новая логика. Мы нашли в этом ценный смысл и включились в эту программу, скептиков вокруг очень много, как правило они просто не понимают этот формат.
— Каких результатов удалось достичь за время работы стартап-студии?
– Мы были в первой волне создания стартап-студий в конце 2022-го года. На сегодня у нас созданы 9 стартапов, которые уже получили инвестиции. Еще в первый год существования первый стартап принес выручку 1 млн 700 тысяч рублей. В этом году мы рассчитываем, что все семь стартапов, созданные в 2024 году, встанут на ноги и начнут работать. Дополнительно мы планируем запускать и новые.
— Как вы отбираете университетские стартапы, которые получат финансирование? Они должны представить бизнес-план?
— Я думаю, что стартапу логика «есть ли бизнес-план» не очень подходит. Потому, что все-таки стартап и сама модель стартап-студии дает такие возможности, которых иногда нет у бизнеса, нет у венчурного финансирования или получения грантов. Модель интересна тем, что ты можешь финансировать проект небольшими тактами, по потребности. После того, как ситуация проясняется предыдущими шагами.
С грантами бывает так: ты получил грант на 5 млн рублей, расписал действия и суммы по бизнес-плану... И уже на первой стадии понял, что ошибся, и тебе надо все изменить. Но документы подписаны, надо реализовать проект и отчитаться. Вот этой ситуации нет у стартап-студий, и поэтому нет жесткого бизнес-плана. А есть возможность согласованно и с экспертизой сделать первый шаг, его профинансировать, оглядеться, в какой ситуации находится разработка, еще подумать над следующим шагом и сделать его.
Возможность двигаться по шагам с поддержкой Фонда инфраструктурных и образовательных программ, инвестиционного совета, совета директоров — это дает совсем другую логику движения стартапа.
— Расскажите про самый успешный проект вашей стартап-студии.
— Это гидропонный зеленый корм для животных. Он используется как кормовая добавка для крупного рогатого скота. Животные, в частности, от него лучше дают молоко. Этот стартап оказался востребованным, он сейчас встает на собственные рельсы, приобретает логику развития.
Также есть интересные разработки, связанные с использованием сложных эфиров. Если по-простому, то все автомобилисты знают, что синтетические масла у нас в основном иностранного производства. Мы пробуем выйти на рынок синтетических смазывающих продуктов, в том числе тех, которые используются и в пищевой промышленности. Несколько наших стартапов связаны с добавками к этим материалам.
Еще одна команда у нас уже несколько лет занимается протезированием с элементами робототехники. Другой бизнес представляет собой сервис по 3D-печати запчастей. Еще один связан с композитными оснастками. Оказалось, что для некоторых высокотемпературных изделий оснастки производят из алюминия, а мы пытаемся создать инновационную альтернативу — это интересный продукт и мы видим рынок для него.
Несколько стартапов у нас связаны с биотехнологиями: инсектицидами, производством биогаза и технологией сбраживания. Мы нашли «узкое место» в вопросе переработки отходов и стараемся предложить свое решение.
Наша стартап студия открыта как для студентов, так и для профессионалов.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты