РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная the Team 24 апреля 2025

Как соединить ценности и KPI для максимальной результативности команды

Эксперт theTeam Сергей Ушмодин рассказал, как смысл и ценности помогают команде загореться идеей и работать с максимальной эффективностью
Как соединить ценности и KPI для максимальной результативности команды
Источник изображения: Pinterest.com
Сергей Ушмодин
Сергей Ушмодин
Лидер практики по управленческой эффективности theTeam

Эксперт с опытом 17+ лет в области стратегического и командного развития, внедрения и сопровождения изменений, формирования культуры лидерства, развития управленческих навыков

Подробнее про эксперта

В одних компаниях сотрудники берутся за работу с горящими глазами, а в других работают спустя рукава. Почему так происходит?

Причина в низкой вовлеченности команды, которая влияет ее продуктивность. Сотрудники делают только самое необходимое. И то лишь потому, что в противном случае их ждут штрафы и наказания. Команда напоминает ослика с поклажей, который не хочет никуда идти, и начинает двигаться, только если повесить перед ним морковку.

Найти выход из ситуации поможет работа с ценностями и смыслами. Ее задача — донести каждому сотруднику ценности компании и подтолкнуть команду к достижению общей цели бизнеса.

Как HRD и HRBP провести работу с ценностями и смыслами? Как усилить продуктивность команды через донесение ценностей. И каким образом применять элементы корпоративной культуры для мотивации сотрудников и каким образом соединить ценности компании с KPI членов команды, чтобы усилить их вовлеченность?

Что такое управление смыслами или 3 слоя ресурсов команды, которые обеспечивают результат

Многие считают, что умение управлять смыслами — это навык, которому можно научиться. Такой же, как умение плавать или выступать публично. Но это не так.

Умение управлять смыслами — это картина мира и жизненная позиция руководителя. Нужно самому осознать важность смыслов, погрузиться в них. Только в этом случае получится транслировать их другим, убеждать и мотивировать.

Смыслы формируют один из слоев, которые составляют ресурсы команды.

Ресурсы, которые аккумулируются в компании и помогают команде достигать результатов, подразделяются на 3 слоя. Эти слои напрямую связаны друг с другом.

Слои ресурса команды: технологический, эмоционально-психологический и смысловой

1. Технологический слой. Включает отлаженность процессов, количество финансов и ресурсов, взаимодействие между функциями или отдельными сотрудниками. От него зависит насколько эффективно команда сможет выполнять поставленную задачу. Фактически он определяет возможности компании и устанавливает потолок, выше которого компания не сможет подняться.

Представьте гоночную трассу и 2 автомобиля у стартовой отметки. Первый автомобиль — мощный рычащий спорткар, который легко разгоняется до 250 км/ч. Второй — старенький микроавтобус с чихающим двигателем и прогнившим кузовом. Он с трудом набирает 120 км/ч и рискует на такой скорости развалиться. Как думаете, кто выиграет гонку? Ответ очевиден, поскольку второй автомобиль сильно отстает на уровне технологического слоя. У него нет ресурса, чтобы соревноваться на равных. Но если на старте окажутся 2 одинаковых спорткара, то предугадать исход гонки станет гораздо сложнее.

2. Эмоционально-психологический слой. В него входят поведенческие особенности личности и компетенции. Результат команды зависит от опыта, знаний, hard и soft скиллов, готовности принимать ответственность, способности договариваться и множества других факторов.

Представьте, что за руль первого спорткара садится гонщик, завоевавший десятки кубков и имеющий многолетний опыт. А вторым спорткаром собирается управлять зеленый новичок, который только недавно научился ездить. У него минимальный опыт гонок и слабые навыки. Кто победит в данном случае? Ответ тоже очевиден, хотя технологические средства у гонщиков одинаковые.

3. Смысловой слой. Содержит смыслы, вдохновение, энергию и стимулы для движения вперед. Это слой помогает мотивировать команду, стимулировать к действию и направить ее возможности на достижение целей.

Представьте, что в одинаковые спорткары садятся гонщики одного уровня. Их навыки, опыт и количество побед плюс-минус равны. Но в автомобили заливают разное топливо. В первый льют качественный высокооктановый бензин, а во второй — низкокачественный, на котором машина с трудом сможет ехать. Кто сейчас выйдет победителем?

Успех компании определяется проработкой каждого слоя в последовательности: технологический — эмоционально-психологический — смысловой. Нарушение этой последовательности не обеспечит результат, поскольку команда не сможет эффективно применять имеющиеся ресурсы.

Рассмотрим ситуацию, если в ржавый микроавтобус мы сажаем опытного гонщика, а в бензобак заливаем качественное топливо. На втором и третьем слое он имеет преимущество перед спорткаром. Но сможет ли он выиграть гонку? Однозначно нет, поскольку будет сильно отставать на первом, а поэтому преимущества на остальных слоях окажутся бесполезны.

Часто компании имеют примерно одинаковые ресурсы на технологическом и эмоционально-психологическом слое. Но между ними огромные отличия на смысловом. В долговременной перспективе команда, которая имеет ценности и умеет создавать смыслы, окажется эффективнее и достигнет большего результата.

Как знание ценностей усиливает продуктивность команды

Если члены команды видят смысл в работе и понимают пользу, которую несут окружающим, то у них появляются энергия и желание двигаться вперед. Они готовы активно прилагать усилия и проявлять инициативу.

Сотрудники понимают долговременный результат работы. И ориентируются не на ту точку, в которой находятся сейчас, а на ту, в которую хотят прийти.

Как соединить ценности и KPI для максимальной результативности команды

Само по себе наличие ценностей — это формальность, которая не влияет на результат. Важно, чтобы ценности не просто значились на бумаге, а были донесены каждому сотруднику. И чтобы сотрудники регулярно пользовались ими и применяли в работе. Если происходит иначе — то ценности бесполезны.

Они помогают членам команды создать ясную картину, для чего нужны результаты их труда и почему работу нужно сделать качественно.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию:

На каменоломне трем рабочим задали вопрос: «Что вы делаете?»

Первый рабочий ответил: «Я таскаю камни».

Второй: «Я зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью».

А третий сказал: «Я строю храм».

Пример иллюстрирует, как ценности влияют на отношение к работе. Первому рабочему безразличен результат работы. Он хочет дождаться конца смены и уйти домой. Второй имеет личную цель. Ему важен результат труда в виде заработка. А третий осознает значимость и величие общего дела, которое позволяет гордиться собой. Он воспринимает работу не как обязанность, а как обязательство. Поэтому именно третий будет работать с максимальной продуктивностью и самоотдачей.

Как работа со смыслами влияет на результат компании

В ценности важно заложить смыслы, на которых основывается идея продукта или цель существования компании. Смыслы помогают создать уникальность и ответить на вопрос: «Зачем мы это делаем?»

Смыслы и цели компаний

Смыслы формируют отношение команды к задачам. Они относятся к эффективным способам нематериальной мотивации сотрудников. Их создание не нуждается в значительных финансовых затратах или перестройке налаженных процессов. Но требует переосмыслить цели компании с точки зрения пользы для клиентов/общества/окружающего мира.

Какой результат приносят смыслы:

  • помогают наладить контакт между руководителем и коллективом;
  • создают в команде атмосферу сплоченности и поддержки;
  • повышают эффективность труда;
  • обеспечивают рост прибыли;
  • помогают улучшить продукт или услугу.

Как создать ценности и цели компании, чтобы они стали мотиваторами для команды

Для создания ценностей компании используют 2 способа. Способы кардинально различаются. Первый подразумевает, что ценности будут навязаны команде, и потому маловероятно, что сотрудники их примут. Второй строится на том, что команда примет ценности, поскольку приложит руку к их созданию.

2 способа создания ценностей компании

Второй способ предпочтителен, поскольку подразумевает сопричастность команды. Сотрудники сами становятся творцами и начинают создавать нужные смыслы. Это меняет их отношение к ценностям и цели.

Чтобы мотивировать команду важно регулярно доносить ей, как каждая задача связана с конкретным смыслом. Обычно это ложится на плечи HRD и руководителя. И даже в этом случае лидеров можно разделить на 2 типа в зависимости от того, насколько эффективно они способны погрузиться в смыслы.

Первые — не разбираются в смыслах. Они просто ставят задачу с конкретной целью, но без глубокого смысла. Команда выполняет задание механически потому, что это необходимо. Но сотрудники не будут проявлять инициативу или показывать сверхрезультат.

Вторые — понимают смыслы и знают, как передать их команде. Команда под управлением такого лидера готова искренне стремиться к достижению цели. И демонстрировать максимальный результат.

Ключевое различие между двумя типами лидеров в том, что первые просто объясняют команде, что и как нужно делать, а вторые помогают понять, зачем это нужно делать.

Команда, которой управляет руководитель второго типа, видит перед собой не конкретную задачу, а долговременную цель. А поставленная задача — всего лишь один из этапов на пути к этой цели.

Разобраться в способах мотивации команды и определить наиболее эффективный для конкретной ситуации в своей компании можно на бесплатной встрече с экспертом theTeam.

Как знание общей цели компании помогает команде избегать ошибок

Сотрудникам важно знать общую цель команды и компании. Если они не ознакомлены с ней, то смогут играть только роль исполнителей. У них не будет возможности проявить инициативу, поскольку нет понимания, куда ее направить.

Команда из таких сотрудников напоминает шахматные фигуры, которые лидер передвигает по доске. Сами фигуры не понимают цели и стратегии игры, поэтому могут только передвигаться, куда им скажут. Они не способны принимать решения и не в силах предостеречь лидера от ошибок или предложить более эффективные действия.

В отдельных ситуациях, когда обстоятельства меняются, их работа может оказаться бессмысленной.

Анекдот в тему: Идет прохожий. Видит, как работают 2 землекопа: один копает яму, а другой следом за ним тут же засыпает ее. Человек долго наблюдает, потом не выдерживает и спрашивает. «Что вы делаете? Зачем первый копает яму, а второй закапывает?» Один из землекопов отвечает: «Не второй, а третий. Наш второй сегодня заболел. Он должен был ставить в лунку саженец».

Если же цель работы доведена до каждого члена команды, то они могут принимать решения самостоятельно, вносить предложения и экстренно корректировать действия в случае изменения обстоятельств. Они получат ясную картину желаемого будущего и поэтому не будут выполнять работу ради работы, а станут совершать обдуманные действия, которые влияют на результат.

Как ценности заменяют «кнут и пряник» в мотивации сотрудников

Как правило в качестве элементов управления компании применяют формальные процедуры: должностные инструкции, регламенты, протоколы. Они принуждают сотрудников выполнять обязанности. А в случае невыполнения могут стать основанием для наказания.

Но когда у команды одинаковые ценности и она согласна идти к общей цели, то жесткие регламенты перестают служить элементом управления.

Сотрудники самостоятельно будут доводить задачи до конца без контроля со руководителя. Если у членов команды есть ценности, то они заинтересованы в результате работы и нет необходимости пугать их штрафом или увольнением.

Подробнее узнать, как научить сотрудников относиться к компании так же ответственно, как к собственному бизнесу, можно совместно с экспертом theTeam.

Как работать с элементами корпоративной культуры

К элементам корпоративной культуры относятся миссия, ценности, стратегия и общее видение.

Часто они имеются, но носят формальный характер. Но в отдельных случаях их нет вовсе. Чтобы обеспечить их влияние на результат важно привязать корпоративную культуру к ключевым показателям сотрудников.

Как соединить ценности и KPI для максимальной результативности команды

Эффективным решением будет вложить миссию в цели функций и их руководителей. Для этого важно найти ответ на вопрос, как цели каждой функции способствуют выполнению миссии.

Какой результат обеспечивает разработка миссии и ценностей?

Элементы корпоративной культуры помогают команде перейти на более эффективное «топливо». В долговременной перспективе это дает преимущества и обеспечивает возможность выиграть на конкурентном рынке.

Итог. Управление смыслами:

  • помогает команде сплотиться ради общей цели;
  • устраняет непонимание, что конкретно компания делает и зачем;
  • создает условия для принятия эффективных решений;
  • укрепляет коммуникации с партнерами и клиентами;
  • формирует уникальность компании и помогают отстроиться от конкурентов;
  • усиливает жизнестойкость команды и помогает выдерживать кризисы;
  • приводит к улучшению продукта или услуги;
  • увеличивает скорость внедрения изменений.

Источники изображений:

Жанна Толчева / Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Партнер по развитию команд24+ года на рынке стратегического консалтинга
theTeam — лидер для лидеровРешаем стратегические задачи бизнеса через стратегическое развитие команд
Клиенты из списка Forbes-500200+ компаний-клиентов из списка Forbes-500. Развивали и сопровождали 5000+ команд
15 отраслей, с которыми работалиПромышленность, Нефтехимия, IT, Телеком, Банки, Ритейл, Фармацевтика, Логистика, Госкорпорации и т.д.
Долгосрочное сотрудничествоСреднее время сотрудничества с одним клиентом 5+ лет. Нас рекомендуют 95,6% клиентов

Профиль

Дата регистрации
27 июля 2012
Регион
г. Москва
ОГРНИП
312774620900875
ИНН
772613352249

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия