РБК Компании

10 мифов о ювелирном деле

Ювелирное дело — привлекательный бизнес, ведь люди во все времена готовы платить большие деньги за драгоценности
10 мифов о ювелирном деле
Владимир Язов
Владимир ЯзовСооснователь российского ювелирного бренда Diamonds are Forever

Предприниматель из Москвы, сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds Are Forever. Окончил МИФИ по специальности «Информатика и вычислительная техника». Более семи лет работал в сфере розничного бизнеса в международным компаниях Deloitte и Metro. В 2008 году начал активно заниматься развитием e-commerce в ювелирной индсутрии. В 2011 году вместе с женой Галиной запустил собственный проект Diamonds Are Forever, который специализируется на украшениях классов «премиум» и «люкс».

Подробнее

Ювелирное дело — привлекательный бизнес, ведь люди во все времена готовы платить большие деньги за драгоценности. И разумеется, интерес вызывают не только сами драгоценности, но и все с ними связанное: именно ювелирный бизнес порождает большинство сплетен, преувеличений и мифов — о самых громких криминальных драмах, самых богатых на планете людях, самых нашумевших подделках и тайнах королевских дворов. Предлагаю вспомнить популярные мифы и слухи о ювелирном деле и на примере российской ювелирной отрасли разобраться, чему можно верить, а что — всего лишь стереотип.

Все владельцы ювелирного бизнеса — богачи

 Люди рассуждают так: раз драгоценные металлы и камни стоят так дорого — значит, торгуют ими с огромной прибылью. Однако на самом деле все обстоит иначе.

В 2021 году в России насчитывалось примерно 3500 ювелирных заводов и около 15000 магазинов — это официальные данные российской Гильдии ювелиров по наиболее крупным производствам и сетям. Здесь не учтены частные предприниматели, которые создают ювелирные изделия на заказ поштучно или лимитированными сериями. Конкуренция год от года растет, в результате стоимость украшений снижается, а качество и сервис, наоборот, растут.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Суровое законодательное регулирование рынка также влияет на доходность бизнеса. Ювелирные компании России обязаны контролировать исполнение 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и/или финансированию терроризма», а с 2022 года — еще и подавать сведения об обороте драгоценных камней и металлов в систему контроля ГИИС ДМДК, дублируя в системе все товародвижение. Чтобы обеспечивать выполнение всех этих требований, ювелирные компании вынуждены увеличивать штат и расходы на ПО и зарплату специалистов. 

Также с 1 января 2023 года все участники ювелирной отрасли обязаны перейти с патентной и упрощенной систем налогообложения на общую, то есть начать платить НДС. 

В целом затраты в ювелирном бизнесе высокие: маркетинг, реклама онлайн и оффлайн, аренда помещений, ФОТ. Чистая прибыль нашей компании — примерно 10-12% от выручки после уплаты налогов, и по меркам российского бизнеса это средний показатель, не сверхприбыльный. 

Высокая наценка — значит, должны давать большие скидки 

Считая ювелирный бизнес сверхприбыльным, люди ждут грандиозных распродаж к праздникам — Новому году, 8 марта и другим. Но стоит понимать, что огромные скидки на распродажах — маркетинговый ход, который с успехом применяют все кому не лень. Причем не только в ювелирном бизнесе — «Черная пятница» с ее якобы невероятными скидками уже стала нарицательным явлением.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Ювелирный бизнес крайне консервативен и очень давно следует одним и тем же тенденциям. Сегмент люкс не использует праздничные распродажи, зато они часто применяются ювелирными магазинами сегмента масс-маркет. Но так как ювелирный бизнес не относится к высокомаржинальным, поэтому большие скидки могут ставиться только на заранее завышенную стоимость изделия. Поэтому принимать решение о покупке драгоценности стоит не на основании размера скидки, а по характеристикам самого изделия: ценность камней, качество материалов, художественность исполнения и т.д.

Ювелиры торгуют подделками

Во времена «лихих 90-х» на российском рынке можно было встретить поддельные украшения. 10-15 лет назад некоторые недобросовестные ювелиры могли указывать завышенные характеристики изделий ради выгоды, подменять вставки или понижать пробу золота. Но таких случаев было очень мало, и все они быстро становились известны благодаря телевидению и СМИ. Сегодня же ювелирные компании делают все, чтобы завоевать доверие клиентов и создать себе репутацию — стандарты качества, сервис и прозрачность для клиентов играют огромную роль, поэтому о подделках речи не идет.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Если же вы, несмотря на это, боитесь подделок — рекомендую обращаться в крупные ювелирные сети или нишевые люксовые бутики. Они скрупулезно проверяют каждое украшение от и до (материалы, историю изделия и производителя), чтобы избежать любых рисков. В частных ювелирных мастерских сложно организовать такой уровень контроля качества.

Качественные украшения — только у топовых брендов

Конечно, известные ювелирные дома славятся высочайшим качеством украшений и стандартов обслуживания — у них достаточно средств, чтобы нанять опытных мастеров, установить высокотехнологичное оборудование и выбирать металл и драгоценные камни отличного качества. Однако менее раскрученные ювелирные компании могут делать все то же самое: камни приобретаются на бирже на общих условиях, технологии также доступны для всех, вопрос только в деньгах. Топовые бренды часто используют производственную базу и услуги мастеров тех стран, территорию которых компания осваивает в данный момент. При этом местные ювелирные компании могут использовать те же технологии и нанимать тех же людей. В России немало искусных ювелиров, работы которых по качеству не уступают украшениям мировых брендов, и эти украшения продаются в отечественных бутиках и магазинах. 

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Есть несколько критериев, подтверждающих качество изделий:

  • лицензия Федеральной пробирной палаты;
  • опломбированная ювелирная бирка на украшении, штамп завода-изготовителя;
  • обязательный чек, с которым клиент после покупки может обратиться к продавцу или производителю по гарантии;
  • профессиональное оборудование в магазине для детального рассмотрения изделия;
  • сертификаты качества на драгоценные камни в украшениях премиум и люкс-сегмента (выдаются крупными лабораториями — например, GIA). Номер сертификата наносится лазером на рундист камня. С помощью микроскопа можно убедиться, что сертификат соответствует тому камню, который вы выбрали.

Драгоценности никогда не дешевеют, только растут в цене

Цена ювелирных украшений может меняться из-за множества факторов: цен на металлы, курсов валют, экономических условий, модных тенденций. Например, цена на украшение в национальной валюте вырастет, если вырастет курс доллара и евро, потому что камни и золото — это рыночный товар, стоимость которого на бирже растет и в местной валюте, и в долларах. Если сравнить цену определенного украшения несколько лет назад и сейчас — цена в долларах останется прежней, а в рублях будет существенная разница. В 2022 году курсы валют неоднократно колебались, и цены на ювелирные украшения тоже то росли, то снижались.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

В ювелирном бизнесе успешны только виртуозные мастера или геммологи

Успехов в бизнесе чаще всего добиваются люди, обладающие набором предпринимательских качеств: целеустремленные, энергичные, работоспособные, не боящиеся ошибок и умеющие на них учиться. Ювелирный бизнес — не исключение. Главное — составить четкий план запуска и развития бизнеса: сформулировать цель, изучить целевую аудиторию и ее потребности, исследовать рынок и конкурентную среду. Иметь профильные знания самому не обязательно, гораздо эффективнее нанять готовых специалистов — геммологов, мастеров-ювелиров, оценщиков, менеджеров по продажам и других.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Я начинал ювелирный бизнес именно так, имея за спиной только навыки менеджмента, полученные в международных компаниях, и опыт проектов в розничной торговле. Конечно, с тех пор я много раз обучался тонкостям ювелирного дела, но основную работу в компании всегда выполняли квалифицированные профильные специалисты. Я же занимаюсь стратегическим управлением и координацией бизнеса.

Интернет-магазин для ювелиров прибыльнее, чем обычный

Ювелирному бизнесу присуща традиционность. Наши клиенты предпочитают делать покупки так, как им привычнее всего — в красивом магазине, где с качественным освещением можно спокойно рассмотреть, потрогать, примерить украшение, сравнить с другими и расспросить консультантов. Покупатели знают, что сюда они всегда могут обратиться — по гарантии, для сервисного обслуживания или чтобы подтвердить качество изделия. Наши клиенты привыкли к оффлайн-обслуживанию, и нам выгодно работать с ними именно так.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

При этом онлайн-торговля ювелирными изделиями — далеко не самый прибыльный бизнес. Интернет-реклама в ювелирной отрасли обходится дороже, чем аренда помещения и другие затраты на оффлайн-магазин. Кроме того, недешево стоит разработка красивого и технологичного сайта с удобными фильтрами, функцией подбора украшений, встроенными платежными системами, автоматически обновляемым каталогом и прочими IT-полезностями. Чтобы покупателям было удобно выбирать товары на сайте, необходимо постоянно создавать и размещать контент — проводить качественную фото- и видеосъемку украшений. Безопасная доставка заказов с обязательным страхованием изделий — тоже дорогостоящая задача. По нашему опыту, расходы на ювелирный интернет-магазин составляют около 3 млн рублей в месяц — даже обычный магазин в хорошем месте с высокой проходимостью обходится дешевле.

Ювелирные украшения в интернет-магазине стоят дешевле, чем в обычном

Цены формируются в том числе в зависимости от расходов магазина. В предыдущих пунктах мы разобрали затраты ювелирного бизнеса — дорогостоящее сырье, жесткая конкуренция, сложное законодательное регулирование и налоговая нагрузка. Кроме того, производители ювелирных изделий выставляют рекомендованные розничные цены, торговать ниже которых магазины не имеют права. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что в интернет-магазине ювелирные украшения будут стоить дешевле, чем в обычном салоне.

Чем сложнее дизайн — тем дороже украшение, поэтому топовые бренды стоят таких денег

Да, создание сложного ювелирного украшения нужно больше времени и мастерства. Любая новая, особенно многокомпонентная и сложно выполненная модель много раз отрабатывается в драгоценном металле и камнях, чтобы знать, что задумку дизайнера получилось воплотить в жизнь и она заслуживает внимания клиентов. Такие украшения действительно стоят дороже, и на их создание уходят месяцы.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Не всегда бренды с мировым именем изготавливают крайне сложные украшения — их ценят не за это, а за талант дизайнеров, создающих по-настоящему уникальные и запоминающиеся ювелирные шедевры. 

Эти украшения могут быть очень просты по исполнению и дизайну, но нести в себе интересный замысел. Например, ставшие «визитной карточкой» Cartier знаменитые браслеты Love и в форме гвоздя стали очень популярны, несмотря на лаконичность дизайна.

Дорогие брендовые украшения – лучшая инвестиция

Это не всегда так. Даже если вы купили дорогое изделие бренда с мировым именем — не факт, что в будущем вы сможете продать его за ту же цену. А в ломбарде вам заплатят не более 50% от первоначальной цены — там оценивают только стоимость металлов и камней, из которых изготовлено украшение, а наценка «за бренд» либо отсутствует, либо совсем небольшая.

10 мифов о ювелирном деле
Diamonds are Forever

Если вы хотите инвестировать в драгоценности — выбирайте редкие камни с уникальными характеристиками, которые добываются в малом количестве (например, бриллианты редких цветов). Другой вариант — украшения из лимитированных серий либо те, которые уже сняты с производства. Если правильно хранить такие драгоценности, то их действительно можно впоследствии продать дороже изначальной цены.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации25.01.2021
Регионг. Москва
ОГРНИП 321774600030163
ИНН 027615430500

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Никольская, д. 10
Телефон +78007776633