РБК Компании

Стратегия регулирования IT-рынка: баланс протекционизма и открытости

Генеральный директор Рексофт Консалтинг Андрей Скорочкин о регулировании доступа западных IT-компаний на рынок РФ: баланс между протекционизмом и суверенитетом
Стратегия регулирования IT-рынка: баланс протекционизма и открытости
Источник изображения: Личный архив компании
Андрей Скорочкин
Андрей Скорочкин
Генеральный директор «Рексофт Консалтинг»

Возглавляет бизнес-юнит трансформационного и стратегического консалтинга группы «Рексофт»

Подробнее про эксперта

Уход западных игроков с российского рынка в 2022 г. стал катализатором бурного роста отечественных IT-компаний, чьи продажи ежегодно увеличиваются более чем на 30%, а доля рынка превысила 60%. Несмотря на успехи импортозамещения, некоторые критически важные технологии пока не имеют полноценных российских аналогов. Кроме того, отечественные решения, хотя и демонстрируют зрелость, еще не готовы к конкуренции на мировом уровне. 

Российский IT-рынок составляет незначительную долю мирового и в большинстве секторов не является коммерчески привлекательным для западных вендоров. В свете возможного возврата западных IT-компаний необходимо выработать сбалансированную стратегию регулирования их доступа на российский рынок и найти золотую середину между протекционистскими мерами и стимулированием импорта и локализации критически важных технологий для обеспечения технологического суверенитета.

Анализ мирового опыта показывает, что страны регулируют доступ на свои рынки международных IT-компаний через требования к форме владения, локализацию и точечные ограничения. В Китае, например, существует прямой запрет на использование иностранного ПО в госкомпаниях, есть требования к сертификации критически важного оборудования и ПО, хранению «важных данных» на территории КНР, а также валютное регулирование при репатриации прибыли. Индия делает акцент на локализации производства в рамках политики Make in India и обязывает локальные компании иметь граждан страны среди учредителей. ЕС осуществляет контроль за сделками M&A с точки зрения конкуренции, а также за иностранными IT-компаниями в части продвижения сервисов.

Для эффективного регулирования доступа западных компаний в России может быть использован дифференцированный подход, основанный на оценке наличия и зрелости российских аналогов. Совместно с профильными федеральными органами исполнительной власти и ассоциациями бизнесу будет необходимо верифицировать ключевые IT-технологии и разделить их по так называемым технологическим корзинам, определяющим стратегию взаимодействия с западными компаниями в зависимости от конкурентоспособности российских решений.

Первая корзина включает сегменты, где российские решения соответствуют или превосходят западные аналоги. К ним относятся, например, IT-услуги, программное обеспечение для информационной безопасности и средства виртуализации. В данном случае логичным шагом является ограничение доступа на российский рынок западных компаний, которое может быть реализовано через обязательство работать через российского партнера. 

Другой вариант — «мягкие ограничения», такие как требование создания совместных предприятий с российскими компаниями, введение лицензионных платежей в процентном соотношении от оборота, а также открытие кода продукта для обеспечения возможности его адаптации и дальнейшего развития российскими специалистами. Это позволит обеспечить конкурентное преимущество отечественным разработчикам и стимулировать дальнейшее развитие обозначенных выше направлений.

Вторая корзина объединяет решения, в которых российские разработки уступают западным аналогам, но это не является критичным для потребителя или развития экономики. Примерами могут служить корпоративное прикладное программное обеспечение, офисное ПО и ERP-системы. Открытие доступа на рынок для таких компаний может быть использовано в обмен на обязательства партнерства или локализации в России критических технологий из третьей корзины. В случае отсутствия таких договоренностей применимы «мягкие ограничения».

Третья корзина включает технологии, в которых российские решения отсутствуют или значительно уступают зарубежным аналогам, что является критичным для потребителя или экономики. Среди них, например, производство инфраструктуры и оборудования, в том числе чипы GPU (от англ. graphics processing unit — графический процессор. Электронная схема, которая может выполнять математические вычисления с высокой скоростью) для искусственного интеллекта, и автоматизированные системы управления технологическими процессами для промышленности. Регулирование в данном случае призвано обеспечить доступ российских компаний к описанным технологиям и создать условия для локализации и развития собственных компетенций. Необходимость привлечения на рынок нужных игроков потребует индивидуального подхода к каждой компании, а также возможного открытия им доступа к налоговым льготам и особым экономическим зонам. Локализацию же могут поддержать создание совместного предприятия и соинвестирование с российскими игроками, а также открытие R&D-центров на территории нашей страны.

Для реализации предлагаемого подхода потребуется ввести механизм «фильтрации» для компаний, планирующих выход на российский рынок, который поможет определить уровень критичности предлагаемого решения и наличие российских аналогов. Это может быть реализовано через обязательную сертификацию, позволяющую отнести продукт к той или иной «технологической корзине» и определить соответствующие условия доступа на рынок.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Рост более чем в 2 раза за 2023В 2023 году группа «Рексофт» достигла отметки выручки в 3,35 млрд руб. и 1 500 сотрудников
«Компания будущего 2023»Проект «Рексофт» для Домодедово победил в премии «Компания будущего 2023»
Финалист рейтинга HH.ruФиналист рейтинга работодателей России HH.ru
Премия «Горная индустрия 4.0»За проект «Предиктивная диагностика и контроль эксплуатации техники СДО» для АО «Кольская ГМК»
ТОП-1000 российских менеджеровРуководители «Рексофт» вошли в рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров

Контакты

Адрес
125047, Россия, г. Москва, Бутырский вал, д. 10, этаж 11
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия