5 российских экосистем: точки роста
Одно из направлений работы Atomic Capital связано с прогнозами событий на M&A-рынке. Как ведется аналитическая работа, покажем на конкретном кейсе.

Эксперт в M&A, Private Equity и инвестиционном банкинге. Занимал руководящие должности в УК «Тройка Диалог», Сбербанке и BCS Ultima. Экс-владелец и гендиректор агентства «Рус-Рейтинг»
Причины интереса Atomic Capital к крупнейшим экосистемам
Инвестиционно-банковская группа Atomic Capital работает на рынке M&A-соглашений. Она занимается комплексным сопровождением сделок слияния и поглощения, разработкой решений специальных ситуаций, сложившихся, например, из-за санкционных ограничений, изменения регулирования финансового и нефинансового характера, роста долговой нагрузки компаний в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Среди клиентов группы есть известные компании разного профиля, например, Лензолото, Юрент, Интеко, Fazer, UFirst.
Одним из направлений деятельности Atomic Capital является анализ сфер, в которых с высокой вероятностью можно ожидать сделок слияния и поглощения. При экспертизе компания тщательно взвешивает позиции брендов на рынке, учитывает их миссию и особенности работы.
Иллюстрацией аналитической работы Atomic Capital может послужить анализ позиций крупнейших российских b2c-экосистем в разных секторах. Речь идет о комплексах сервисов и продуктов, принадлежащих одному провайдеру, которые охватывают несколько отраслей, имеют общую цифровую платформу и развиваются с помощью анализа и использования данных о пользователях.
Состояние крупнейших российских экосистем
В пятерку крупнейших российских экосистем входят Сбер, Яндекс, VK, МТС и Т-Банк. При этом позиции компаний в отраслях существенно отличаются. Сказывается, что они начинали свое развитие в разных секторах экономики, к примеру, Сбер и Т-Банк зародились в финансовой сфере, МТС — в телекоммуникационной, Яндекс — технологической.
Если говорить о направлениях, в которых указанные экосистемы в целом демонстрируют наиболее активное развитие, то они предсказуемы — развлечения, финансы, покупки и доставка. При этом число запусков новых сервисов постепенно снижается. Если в 2022 году топ-5 наиболее развитых российских экосистем запустили или купили в общей сложности 37 сервисов, то в 2023 году — 36, а в 2024 году только 31.
Такую динамику можно объяснить, с одной стороны, насыщением экосистемных вертикалей: в ряде сфер создано уже столько предложений, что запустить что-то новое и при этом конкурентоспособное достаточно сложно. С другой стороны, санкционные ограничения со стороны недружественных государств и жесткая денежно-кредитная политика заставляют корректировать амбициозные планы даже лидеров рынка.
Интересно проанализировать, в каких сферах позиции каждой крупнейшей экосистемы слабее всего, ведь весьма вероятно, что именно они станут новыми точками роста компаний, отраслями, в которых будут происходить сделки слияния и поглощения.
Потенциальные точки роста экосистем
Количество сервисов Сбера, на первый взгляд, почти во всех отраслях находится примерно на том же уровне, что и у других экосистем. По одному проекту все экосистемы, кроме Яндекса, имеют в секторе виртуальный ассистент — у Сбера это Салют. Также у всех компаний по одному решению в вертикали единый ID (Сбер представлен здесь сервисом Сбер ID). Это возможные точки роста для компании.
Яндекс в ряде сегментов имеет только по одному сервису: в вертикали здоровье это Яндекс Здоровье, виртуальный ассистент — Алиса (впрочем, это одно из самых известных решений в этом направлении), социальные инициативы — Помощь рядом. Менее представлен в отличие от других экосистем техгигант в сегменте финансовых сервисов — тремя решениями: Сплит, Навыки Алисы: Финансы, Вклад и Яндекс Пэй.
VK по числу сервисов имеет сильные позиции в вертикалях развлечений и образования. Вместе с тем у него отсутствуют проекты в сегментах недвижимости, фудтех и e-grocery, а также мобильность. По одному сервису у VK представлено в отрасли единый ID (VK ID), подписки и программы лояльности (SuperUP) и виртуальный ассистент (Маруся).
Т-Банк пока не имеет проектов в трех секторах — гаджеты, недвижимость и работа. Еще в нескольких сегментах у него по одному решению: виртуальный ассистент (Джуниор-ассистент), единый ID (T-ID), здоровье (Красота), дети (Т-Банк Джуниор) и путешествия (Т-Путешествия).
МТС отсутствует в вертикалях фудтех и e-grocery, недвижимость. По одному решению у этой экосистемы в сегментах единый ID (МTС-ID), виртуальный ассистент (Секретарь), работа (YouDo), социальные инициативы (Нас касается) и образование (Школа аналитика данных).
Кстати, образование наравне с финансами, развлечениями и покупкой/доставкой относится к вертикалям, в которых в 2024 году чаще всего открывались или покупались сервисы российскими экосистемами.
В вертикалях, в которых ведущие российские экосистемы имеют наиболее слабые позиции, с большей вероятностью возможно появление новых собственных проектов и сделки слияния и поглощения.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании