Ребенок не хочет учиться: взгляд родителя на мотивацию
Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда ребенок выражает недовольство школьной жизнью. В статье мы рассмотрим основные причины, почему так происходит

Программный директор фонда «Дети наши». Выпускница МШПФ 3.0 лидерский курс. Сертифицированный тренер по компетентной помощи детям с психологической травмой, тренер по pcm. Многодетная и приемная мама.
Привет, меня зовут Светлана Строганова, я работаю программным директором благотворительного фонда «Дети наши». Это настоящая работа, 5 дней в неделю по 8 часов в день (минимум). А еще у меня шесть детей, четверо из которых приемные.

Если спросить любого родителя, какие у него самые большие заботы, то одна из них, скорее всего, будет называться «школа». Сюда входит все — и сама учеба, и отношения с учителями, и нежелание ребенка ходить в школу или делать уроки, да и вообще все мы знаем, что «он ничего не хочет, только в телефоне сидеть». Поэтому, конечно же, вопрос мотивации ребенка к учебе, для меня актуален, как и для большинства родителей.
Для начала давайте представим себе, что ваша работа заключается в том, что вы приходите в офис, садитесь за стол и в течение 8 часов вам нужно сидеть и слушать лекции, записывать их в тетрадь ручкой, не иметь возможности в любой момент выпить кофе, а чтобы сходить в туалет, вам нужно спросить разрешение у вашего руководителя, попутно сообщая об этом всем окружающим вас коллегам.
Дальше вам выдадут работу на дом — проделать какие-то упражнения, повторить просмотренные и записанные вами лекции, потому что в один из дней ваш руководитель проверит, как вы их запомнили.
Важный момент: на вашем рабочем месте вы не можете переговариваться с коллегами, заглядывать в телефон, перекусывать, пить, сидеть в неположенной позе. Вы не можете поставить на стол фото своей семьи, положить любимую мягкую игрушку, наушники, календарики. А еще нужно все время бояться, что у вас что-то спросят или попросят выступать перед всеми коллегами.
Примерно так происходит стандартный процесс обучения у наших детей в школе. Насколько легко сохранить в таких условиях внутреннюю мотивацию?
Конечно, с самого начала я понимала, что все мои дети разные. У них разный темперамент, разные интересы, разная история (не все они сначала появились у меня в семье, кто-то пришел со своим, иногда травматичным, бэкграундом). А тут еще школа, которая иногда не помогает ребенку адаптироваться в жизни, а демотивирует его. Показывает ему его неуспешность.
Сейчас пятеро из моих детей учатся: трое в школе, один в колледже, одна в институте. Одна из дочерей — в коррекционной школе. Я проходила самые разные образовательные этапы с детьми, начиная с детского сада и «развивашек» и заканчивая оставлением на второй год после несдачи ОГЭ.
Давайте спросим своих детей, а почему им не нравится в школе? Чаще всего в ответ мы услышим: «скучно» или «зачем мне это будет нужно в будущем?». И ведь отчасти они правы. Мы не всегда можем ответить на вопрос, зачем им осваивать знания, которые им скорее всего не нужны будут во взрослой жизни. Обычно в этот момент в ход идет аргумент «такая программа» или «мы тоже так учились, поэтому так нужно».
Но этот аргумент устарел, образовательная парадигма изменилась очень сильно. Всего каких-то пару-тройку поколений назад, схема передачи информации всегда была «от старшего к младшему», и главным источником, носителем, распорядителем и распространителем информации всегда был старший. Обучение было возможно только в такой структуре: младший берет информацию от конкретного, назначенного старшего. Даже то, какие книги взять в библиотеке и прочитать, советовал старший. Или советовал учебник, составленный конкретным уполномоченным лицом. И чтобы получить знания, нужно было проделать определенный путь — прийти в школу, в библиотеку, на лекцию.
Теперь все не так. Теперь знания, информацию любой человек может получить, находясь в любой точке в любое время и практически без санкции кого-либо сверху. Это значит, что такая простая и прямая передача информации от учителя к ученику уже так эксклюзивна. Чтобы узнать, как делить и умножать простые дроби, ребенку достаточно набрать эту фразу в поисковом запросе и он тут же получит кучу разных объяснений — со смайликами, мемами, на интерактивной доске, с примерами и без примеров. И порой это бывает более понятным и увлекательным, чем урок в школе.
Однако, мы не можем позволить ребенку бросить школу и передать образовательные полномочия видеохостингу. Поэтому нам с вами придется поработать с мотивацией детей.
И первое, что нужно сделать — это «зафиксировать проблему». Попробуйте спросить своих детей, что им не нравится в процессе обучения и что можно было бы сделать лучше, если бы у них была такая возможность. Запишите их ответы и проанализируйте. Уже в процессе сбора такого «анамнеза» вас могут ждать первые открытия.
А в следующих публикациях мы будем вместе разбираться, что нам делать с мотивацией детей, какие существуют проблемы и есть ли их решения.
Источники изображений:
Из личного архива Светланы Строгановой
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети