РБК Компании

Актуальные тренды и прогнозы на рынке автоперевозок

О дефиците кадров, ситуации на рынке складской логистики и e-commerce
Актуальные тренды и прогнозы на рынке автоперевозок
Источник изображения: Архив Байкал Сервис
Владимир Толкачев
Владимир Толкачев
Генеральный директор ООО «Байкал-Сервис ТК»

Отвечает за производственную деятельность компании.

Подробнее про эксперта

— Какие актуальные тренды именно в логистике на рынке маркетплейсов?

Стремительное развитие рынка маркетплейсов и их собственных логистических служб задают новые ориентиры для рынка по скорости и качеству доставки товаров, создают дополнительную конкуренцию. Учитывая перспективность данного направления, транспортные компании все больше интегрируют свои логистические процессы в работу онлайн-площадок.

С начала 2025 года объемы поставок на склады маркетплейсов остаются в динамике 4-го квартала 2024 года. При этом их перераспределение зеркально отражает доступность складов маркетплейсов для размещения товаров продавцов. Так, например, значительно увеличились поставки на новые склады в Самару, Рязань, Тамбов, Волгоград. В целом же проблемы с лимитами записи на приемку на складах маркетплейсов остаются по-прежнему актуальными. Учитывая это, с февраля этого года для наших клиентов мы увеличили срок бесплатного хранения до 30-ти дней.

Еще одним важным трендом 2024 году, который продолжился и в этом году, стало увеличение доли продаж товаров через маркетплейсы без использования их логистики. Продавцы размещают товары на витрине маркетплейса, а хранение, сборку и доставку заказов осуществляют собственными силами или с привлечением транспортных компаний. С помощью данной схемы появляется возможность продавать практически любые товары на многомиллионную аудиторию. По данным Ozon, в прошлом году рост продаж мебели, например, составил 73%, а в целом крупногабаритных товаров — увеличился на 81%.

Главные плюсы сотрудничества с транспортной компанией — это сроки и возможность отправить товар прямо со своего склада, доступность большего количества лимитов на прямые поставки, выбор даты поставки. Широкая география доставки, регулярные маршруты по расписанию, наличие складов с возможностью хранения позволяют нашей компании гибко реагировать на изменяющие условия и потребности клиентов по доставке товаров любого объема на склады маркетплейсов по всей стране.

— Сохраняется ли дефицит кадров в отрасли? Какие актуальные тренды и прогнозы? Ощущаете ли вы увеличение количества «возрастных» сотрудников? Как решаете этот вопрос в компании?

Логистическая индустрия особенно чувствительна к дефициту линейного персонала. Это касается, в том числе, нехватки складского персонала всех уровней, прежде всего, линейного — водителей погрузчиков, приемосдатчиков, грузчиков и т.д.

По-прежнему в отрасли ощущается нехватка водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). В настоящее время штат водителей данной категории в нашей компании полностью укомплектован. Что касается водителей-экспедиторов, то с начала года можно отметить некоторое оживление рынка соискателей — срок закрытия вакансии сократился в среднем до 1 недели, в то время как во второй половине 2024 года доходил до 3-х недель.

Средний возраст сотрудников растет практически во всех профессиях. Молодежь отказывается устраиваться на такую работу, поэтому сейчас мы все больше видим именно возрастных сотрудников. Работа водителя большегрузного транспорта, например, сопряжена с высокими нагрузками на организм. После 40, и тем более после 50, риски ухудшения самочувствия в дороге повышаются, что в свою очередь повышает риски возникновения ДТП. Важно, чтобы водитель не перерабатывал и соблюдал режим отдыха и сна. Для этого в компании обеспечиваются комфортные условия труда и мониторинг состояния здоровья.

Несмотря на высокий уровень зарплат, вакансии повышенным спросом не пользуются. Конечно, легче привлекать персонал, когда оплата труда выше рынка. Но ситуация с оплатой труда очень динамична, и рынок труда остается рынком соискателей. Поэтому основная задача сейчас не просто привлечь персонал, а удержать его.

По нашим прогнозам, кадровый дефицит по всем направлениям логистики неизбежно продолжится в этом году. В 2025 году кадровый голод, по всей вероятности, еще не достигнет своего пика. На его фоне будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба» в отрасли, особенно среди водителей большегрузного транспорта.

Как показывает опыт, повышение зарплаты не всегда является определяющим фактором для работника. Для привлечения новых сотрудников мы используем комплексный подход: реферальные программы, программы наставничества, профессионального роста и развития. В 2024 году у нас заработала программа «Приведи друга». Сейчас мы работаем над новым кадровым проектом по расширению социального пакета, где будет не только заработная плата выше рынка, но и другие социальные привилегии (ДМС, компенсация расходов и прочее).

— Какова ситуация на рынке складского хранения грузов? Как удается наращивать свое присутствие в новых для России и компании регионах?

Приостановка экономического роста на фоне высокой ставки и запредельный рост арендных ставок снизили спрос на аренду и побудили компании к оптимизации. Сегодня чувствительность к качеству и размеру площадей, удобству локации и уровню арендной ставки настолько высока, что арендаторы вынуждены считать каждый метр. 2025 год, очевидно, пройдет под знаком снижения активности крупных арендаторов. Основные игроки, уже сформировавшие обширные складские сети, будут больше сосредоточены на оптимизации логистики и точечных сделках небольшого формата, повышающих качество и рентабельность. Также можно ожидать увеличение интереса к покупке объектов вместо дорогостоящей аренды.

Если говорить про нашу компанию, то если есть возможность, мы обязательно улучшаем текущие складские условия. Ищем помещения, где будут комфортные условия для работы, возможность оказывать целый спектр услуг, а клиенты смогут даже в часы пик добраться без проблем. Также мы заинтересованы в площадках, где можно с «нуля» по собственному проекту создать инфраструктуру для терминалов. Таким образом, с начала года мы улучшили условия обслуживания в Екатеринбурге, Тюмени, Перми, Череповце и других городах.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия