РБК Компании

Позиционирование личного бренда: как новичку найти свою нишу

Разбираемся, как без проблем забрать свою часть аудитории, а не биться за нее с конкурентами
Позиционирование личного бренда: как новичку найти свою нишу
Анастасия Гусенцова
Анастасия Гусенцова
Основательница агентства экспертных медиа LiFT

В 2022 году основала агентство LiFT, которое специализируется на помощи бизнесу расширить аудиторию через сотрудничество с лидерами мнений и усилить личный бренд экспертам.

Подробнее про эксперта

Чтобы стратегия развития личного бренда была жизнеспособной и приносила результат, в ее основе должно лежать позиционирование. Оно влияет на то, что, как, где и для чего вы транслируете. Сегодня расскажем, как найти свое выгодное отличие и транслировать его. 

Что это такое

Позиционирование — это суть вашего образа, то, чем вы отличаетесь от множества других экспертов. 

Позиционирование обычно фиксируется в одной фразе, короткой и цепкой формулировке. Ее можно увидеть в рекламных кампаниях, описаниях продуктов и коммуникациях бренда.  Главная задача — выделить вас на фоне остальных, создать устойчивую ассоциацию с пользой, с решением определенной проблемы аудитории.

Самый простой способ определить свое позиционирование: перечислите ваши сильные стороны и потребности аудитории, отметьте смысловые пересечения. Оставьте те из них, что отвечают целям развития личного бренда. На этом этапе нужно понимать, каковы ваши целикто попадает в целевую аудиторию и что она о вас думает

Как определить свои сильные стороны

Начните с вопроса «в чем я лучше других?». Если вам кажется, что вы ничем не отличаетесь от конкурентов — вам действительно кажется. Нужно продолжить поиск: пропишите свои ценности, подходы, методики, увлечения и опыт. Если чувствуете, что столкнулись с психологическим барьером и вам сложно говорить о своих достижениях, может помочь поход к психологу или коучу.

Сильной стороной может быть не только профессиональная деятельность, но и личные особенности. Например, вы сохраняете спокойствие даже в самых безумных авралах или умеете найти общий язык в, казалось бы, патовых ситуациях. Фиксируйте все ваши преимущества, это пригодится в будущем. В основу позиционирования может лечь все, что аудитория сочтет ценным — потребности у людей бывают самые разные. 

Если вы проводили исследование своей аудитории, можно опираться на его результаты. Обратитесь к записям интервью и посмотрите, что респонденты считают вашими сильными сторонами, с чем они вас уже ассоциируют, как рассказали бы о вас близким. Если вы не проводили исследование, придется опираться на собственные догадки о потребностях аудитории.

Как отстроиться от конкурентов 

Если вы только начинаете развивать личный бренд, не пытайтесь охватить сразу большую долю рынка, на котором уже есть крупные игроки. Попробуйте сначала выйти на маленький рынок и постепенно занять в нем монопольное положение. 

Это позволит наработать первый опыт и клиентскую базу, не вкладывая в продвижение огромные бюджеты. После этого будет значительно легче масштабировать продукты на смежные рынки. Даже если запрос аудитории, который вы можете удовлетворить, огромен, вы просто не сможете оказать услуги всем желающим. Клиентов хватит каждому эксперту, если тот работает на совесть. 

Рекомендую смотреть на конкурентов как на референс. Используйте их опыт, чтобы понять, какой контент вызывает отклик, как можно вести себя в соцсетях, как формировать цены и так далее. Обратите внимание, что конкурентами могут быть не только другие эксперты, но и, например, обезличенные медиа. Это важно учитывать, чтобы понимать, как аудитория воспринимает вашу область экспертизы и чего от нее ждет.

Выпишите формулировки позиционирования конкурентов, проверьте, где вы можете закрыть пробелы в их экспертизе, в чем ваш опыт или подход полезнее для аудитории, что упускают ваши коллеги.

Как собрать свое позиционирование 

Суть упражнения проста: нужно выписать на один лист ваши сильные стороны и потребности целевой аудитории. Найдите максимум пересечений, даже если они кажутся незначительными. Затем отсейте те, что не позволят вам добиться собственных целей. 

Все, что останется сделать после этого, — найти нужное. Помните, что позиционирование должно отвечать на запрос клиентов, поэтому формулировка должна быть понятной и простой, не нагружайте ее терминами, используйте в качестве референсов то, что отметили у конкурентов. 

Наводящие вопросы для поиска формулировки:

  • Кто вы, в чем хороши?
  • Какие проблемы аудитории можете решить?
  • Когда к вам чаще всего обращаются?
  • Как о вас отзываются клиенты и коллеги?

Личный бренд — это стратегический проект, репутация на рынке нарабатывается годами. Поэтому позиционирование, в которое изначально заложено долгосрочное видение, живет дольше и вызывают больше доверия у потенциальных клиентов. 

Позиционирование понятно. Что дальше?  

Составьте контент-план. На основе исследования аудитории и конкурентов у вас уже могли появиться темы, которые можно раскрыть. Теперь, когда готово позиционирование, будет проще понять, с какой стороны подавать материал, в каком стиле писать и где его лучше опубликовать.

Создайте визуальный язык. Логотип, оформление соцсетей и сайта, внешний вид постов, ваш подход к фотографиям, видео и многому другому. Далеко не все из этого нужно на старте — позиционирование подскажет приоритетность каждого из инструментов. 

Продумайте свое описание для площадок. Фото профиля и несколько предложений о себе — это первое, что видят клиенты, с чем будут вас ассоциировать. Описание напрямую зависит от вашего позиционирования, а иногда они могут даже совпадать.  

Как работать с контентом и с его помощью решать бизнес-задачи, поговорим в следующих статьях.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.06.2022
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ ПЕР ПЕРЕВЕДЕНОВСКИЙ 16 ПОМЕЩ. 1П
ОГРН 1227700358764
ИНН / КПП 9701209984 770101001