РБК Компании

Как правильно мигрировать на российские операционные системы

В каких случаях нужно менять ОС, как спланировать миграцию, подготовится к ней и избежать ошибок
Как правильно мигрировать на российские операционные системы
Тимур Бадретдинов
Тимур Бадретдинов
Руководитель департамента инфраструктурных решений

Руководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт».

Подробнее про эксперта

Замена иностранных решений стала главной задачей ИТ-руководителей в России. В первую очередь речь идет о переходе на импортонезависимые клиентские и серверные операционные системы — «главный» класс ПО, который определяет информационный ландшафт предприятия. О нюансах процесса — Тимур Бадретдинов, руководитель департамента инфраструктурного ПО компании «Системный софт».

Когда нужно заменять операционные системы

Сегодня для российских компаний актуальны три причины замены Microsoft Windows (а именно эта ОС, клиентская и серверная, чаще всего использовалась почти повсеместно) на российские аналоги. 

Причина первая и самая очевидная: приобретение новых лицензий стало невозможным, а уже установленные системы могут в любой момент перестать получать обновления или получить их с неприятными «сюрпризами», что идет вразрез с элементарными требованиями безопасности. 

Вторая причина — выполнение требований законодательства, которое является обязательным для всех государственных организаций, компаний с государственным участием и предприятий, управляющих объектами критической информационной инфраструктуры. 

Есть и третья причина, которая вызвана отнюдь не импортозамещением. Правда, ею руководствуются менеджеры только отдельных компаний. Это — стремление сократить совокупную стоимость владения ПО за счет использования ОС на базе Linux, которые не требуют приобретения лицензий. 

Казалось бы, переустановка операционной системы, даже на сервере — не самая сложная задача, которую могут решить и пользователи с базовыми навыками. К сожалению, это далеко не так. «Переезд» — серьезный проект, требующий тщательной предварительной подготовки, от которой зависит весь результат. 

Существует множество примеров неудачной миграции, которая приводила к потере данных, нарушению работоспособности сервисов и целых информационных инфраструктур.    

Задача не одного дня

Стоит разделять проекты, связанные с заменой серверных и клиентских ОС.  Как правило, рабочих станций в компании всегда значительно больше, чем серверов. Кроме того, сотрудники постоянно пользуются десктопами и ноутбуками, часть, к тому же, работает удаленно. В течение рабочего дня заниматься переустановкой на них ПО просто невозможно. 

Тем более, что помимо самой ОС, придется, скорее всего, заменить и все десктопные приложения, так как те, которые работают только на Windows не запустятся на других ОС. А вот серверы всегда находятся под полным контролем администраторов, которые могут сами выбрать момент для начала работ. 

Поэтому проекты по миграции с клиентских ОС всегда занимают больше времени, чем замена серверных операционок. Продолжительность зависит также от общего числа серверов и рабочих станций, и набора приложений, которые на них работают. В среднем такой проект займет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Что нужно знать, приступая к миграции на новую ОС

Существуют два параметра, которые характеризуют успешную миграцию. Первый — сохранение целостности данных и их полный перенос на новую ОС с соблюдением всех исходных параметров. Иными словами, в новой системе все инструменты те же, что и в старой, при этом, по возможности, сохранены все файлы и типовые настройки. 

Некоторые компании сталкивались с ситуацией, когда перестает работать корпоративная почта: отправленные письма несколько дней «висят» в исходящих, оказывается недоступной адресная книга и т. д. Это — пример некачественной миграции. 

Второй параметр — отсутствие простоев. Миграция требует времени, и, если проводить ее в обычные рабочие часы, то системы и сервисы могут быть полностью недоступны пользователям или работать с перебоями. Поэтому планируют миграцию на нерабочее время, на ночь или на выходные дни. 

Особенно удобно использовать для миграции «длинные выходные». Идеальный вариант — пользователи возвращаются после перерыва и продолжают работать так же, как они это делали на прошедшей неделе, им доступны все приложения и все корпоративные сервисы. 

Еще одна проблема, связанная с миграцией — взаимосвязь различных продуктов и сервисов. Недостаточно просто переустановить операционную систему, — необходимо обновить настройки сети, оборудования, вспомогательных служб и т. д.

Правило пяти «П»

Существует универсальное правило, которое позволяет обеспечить безболезненную миграцию. Его еще называют «правилом пяти П»: Правильное Планирование Предотвращает Печальные Последствия.

Четкий и продуманный план должен предусматривать не только работу, связанную с переустановкой операционной системы, приложений, переносом данных и настроек. Перед тем, как проводить миграцию, необходимо сделать осознанный и взвешенный выбор продуктов, которые будут использоваться в качестве альтернативы старым. 

Работа с западными ИТ-решениями, которые использовались в компаниях долгие годы, как правило, не вызывает затруднений ни у пользователей, ни у администраторов, — они были хорошо знакомы и подробно изучены. А вот российские разработки могут иметь заметные отличия. 

Поэтому, выбирая российскую альтернативу, необходимо ее предварительно протестировать, как на совместимость с имеющимся оборудованием, так и на юзабилити, готовность пользователей и администраторов использовать ее. 

Российское ПО в сегменте ОС не всегда совместимо с некоторыми моделями зарубежных серверов или систем хранения данных, оно может не поддерживать некоторые прикладные программные решения. Предварительное тестирование необходимо еще и потому, что многие российские заказчики управляют весьма специфическими инфраструктурами, в которые могут входить самые разнообразные сервисы. 

Проверить полную совместимость существующего ИТ-ландшафта и новой операционной системы необходимо до начала проекта миграции, — в современных ИТ не осталось «изолированных» продуктов, которые не взаимодействуют с другими решениями. 

Подготовка к миграции

Приступая к миграции на новые ОС, компания должна составить функционально-технические требования (ФТТ), в которых указываются функциональные возможности системы. При этом учитываются как те требования, которые предъявляются к ней на уровне администрирования, так и соответствующие потребностям пользователей: поддержка того или иного класса клиентского ПО, соответствие требованиям к интерфейсу и т. д.

Следующий этап — разработка ТЗ, технического задания. Для этого используются результаты работы с ФТТ, которые показывают количество возможных вариантов для миграции, при этом могут указываться решения-«кандидаты». Затем наступает очередь тестирования отобранных решений. Любой заказчик должен иметь четкое представление о том, на каком оборудовании будет работать ОС, какие приложения на ней будут устанавливаться. 

Такой алгоритм актуален и для серверных операционок, поскольку на них устанавливаются корпоративная почта, учетная система, система видеоконференцсвязи и множество других приложений. Все эти программные продукты необходимо предварительно установить на «тестовый» сервер и проверить их работу под управлением той системы, которая намечена для миграции. 

Обязательный этап тестирования — проверка совместимости операционной системы и имеющегося оборудования. Это — выявление соответствия аппаратного обеспечения системным требованиям ПО (мощность и конфигурация процессора, объем оперативной памяти, дискового пространства и т. п.). Нельзя забывать и про наличие необходимых драйверов для корректной работы софта и «железа». 

Обязательно к исполнению

В проекте по миграции на новую ОС необходимо в обязательном порядке предусмотреть ряд мер, которые помогут избежать ошибок или даже катастроф. О первой из них, тщательных планировании и подготовке проекта, мы рассказали подробно. Две других перечислим коротко.

Прежде чем приступать к каким-либо действиям, связанным с заменой операционных систем, необходимо создать резервные копии данных всех серверов и компьютеров организации. Они могут стать настоящим спасением, если миграция окажется неудачной.

Вторая мера — обучение ИТ-специалистов, которые в дальнейшем будут заниматься администрированием новых операционок. Если их в штате компании нет, или их квалификация недостаточна, то необходимо запланировать прохождение авторизованных курсов от производителей ПО. 

Всегда ли необходим подрядчик

С проектом по миграции на российские операционные системы практически любая компания может справиться и самостоятельно. Но для этого необходимыми условиями являются наличие квалифицированных сотрудников, которые имеют навык работы с новыми продуктами и большой запас по времени для реализации проекта.

Есть рациональное зерно и в приглашении системного интегратора. Он может предложить компетенции специалистов высокой квалификации, с широким ИТ-кругозором, и при планировании проекта они в большинстве случаев смогут предусмотреть все возможные риски, связанные с миграцией. Тем более, что аудит ИТ-инфраструктуры, важнейшая часть подготовительного этапа проекта по миграции — одна из типовых услуг любого системного интегратора.

Резюме

Мигрировать на новую операционную систему — не только и не столько «заменить Windows на Linux». Это — серьезный проект, требующий тщательного планирования и серьезной подготовки, которые позволят избежать проблем и безболезненно переехать на импортонезависимые решения. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации04.05.2008
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПР-Д ПОХОДНЫЙ Д. 4 К. 1 ЭТ 7 ПОМ XII КОМ 19 ОФИС 702
ОГРН 1087746599335
ИНН / КПП 7733654906 773301001
Среднесписочная численность241 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 1-ый Волоколамский пр-д, д. 10, стр. 1 БЦ «Диапазон»

Социальные сети