Для ВДО 2025 год будет годом розничного инвестора
Директор департамента корпоративных финансов МФК «Лайм-Займ» рассказал, почему компаниям-эмитентам стоит продолжить работу с розницей в 2025 году
Высшее образование (факультет «Мировая экономика и право»). Опыт работы в финансовой сфере с 2005 года. Основные зоны ответственности — работа с инвесторами (IR) и привлечение внешнего фондирования
По данным Банка России, в III квартале 2024 года номинальная стоимость облигаций микрофинансовых организаций в обращении достигла рекорда — 23,6 млрд рублей. При этом в структуре держателей высокодоходных облигаций МФО на протяжении трех кварталов продолжали доминировать физические лица — их доля держалась на уровне 72-74%. Иными словами, облигации продолжают быть инструментом именно розничных инвесторов.
Безусловно, во второй половине 2024 года в секторе ВДО, как и по всему рынку в целом, наблюдалось значительное ослабление активности «розницы». На фоне стремительного роста ключевой ставки раз за разом происходила переоценка всего рынка, и в условиях подобной волатильности и ожиданий по дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики со стороны Банка России инвесторы предпочли отказаться от рыночных инструментов в пользу менее рискованных, но также достаточно высокодоходных на тот момент альтернатив — прежде всего, фондов ликвидности и банковских депозитов. Проще говоря, инвесторы «перетекли» из одного сегмента рынка в другой.
В дальнейшем, при стабилизации ситуации и снижении ключевой ставки, мы наверняка увидим обратно направленный процесс, когда из-за снижения доходности по депозитам розничные инвесторы, ориентирующиеся на более высокий уровень доходности, будут возвращаться к рыночным инструментам. В целом этот процесс в определенной степени начался уже в декабре 2024 года, когда Банк России принял решение о сохранении ставки на уровне 21%: наблюдался достаточно ощутимый всплеск интереса и определенное восстановление розничного спроса фактически на все рыночные инструменты.
Соответственно, мы ожидаем, что 2025 год будет для сегмента высокодоходных облигаций годом розничного инвестора. И компаниям-эмитентам, которые планируют дебютировать на рынке публичного долга или реализовать новый облигационный выпуск, стоит учесть в своей IR-стратегии не только рыночные условия при определении условий выпуска, но и особенности массовой аудитории инвесторов, чтобы иметь успех в наступившем году с точки зрения привлечения фондирования.