Что такое геймификация и чем она полезна бизнесу
Зачем выстраивать коммуникацию с клиентами с помощью различных интерактивов и как разработать эффективный квиз, рассказывает Алена Бирюкова, Комплето
Более 5 лет в digital. Специализируется на автоматизации маркетинга, контент- и SMM-маркетинге. Спикер множества профильных и обучающих мероприятий
Для чего бизнесу нужны интерактивные механики
Геймификация подразумевает использование игровых элементов и механик для решения бизнес-задач. С ее помощью можно вовлечь аудиторию в какой-либо процесс, будь то маркетинговая воронка, запуск нового проекта или корпоративное обучение.
Разумеется, в таком случае во взаимодействие добавляются инструменты из реальных игр: бонусы, статусы, уровни.
Геймификация бывает внешней и внутренней:
- внешняя направлена на клиентов компании и помогает продавать, повышать узнаваемость и лояльность к компании бренду, привлекать и удерживать потребителей;
- внутренняя же работает на корпоративную среду — мотивацию и обучение сотрудников, сплочение команды и повышение качества работы.
Допустим, компания-производитель, работающая с B2B-сегментом, хочет провести рассылку с целью сбора NPS и выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями.
Если внедрить в текст письма игровой элемент, например, попросить оценить результаты сотрудничества по шкале от 1 до 10, кликнув по иконке с соответствующей цифрой, а не просто дать возможность связаться со службой поддержки компании, «если что-то пошло не так», вероятность получения ответной реакции будет выше. Дополнив оценочную шкалу кнопкой «Пройти опрос», ведущей на Google-форму, можно еще больше увеличить эффективность подобных рассылок.
Какие элементы включает геймификация
По опыту Комплето, геймифицированные механики подразумевают наличие:
- цели, то есть того, для чего человек вовлекается в игру;
- правил: что нужно или не нужно делать, чтобы выиграть;
- мотивации — элемента, поддерживающего стремление участника дойти до конца;
- статуса на период игры;
- награды — полезности, получаемой игроком в результате.
Каждый из них успешно можно адаптировать под задачи компании.
Квиз — самая популярная игровая механика для B2B
В B2B геймификацию чаще всего используют для реализации маркетинговых активностей, в системе мотивации и при обучении сотрудников.
Как показывает практика, самой популярной и эффективной механикой является квиз — интерактивная викторина, которую можно использовать на сайте или в соцсетях, позволяющая собрать данные, узнать больше о клиентах, провести опрос, квалифицировать лиды и не только.
Естественно, в обмен на ответы участник опроса должен получить что-то полезное: расчет стоимости, скидку, бесплатную консультацию, гайд, подборку.
Какими могут быть B2B-квизы
Допустим, вы — производитель, у которого есть сеть дилеров, но нет прямого взаимодействия с конечными потребителями продукции в офлайн-точках.
В таком случае для повышения узнаваемости бренда и формирования лояльности к нему стоит использовать социальные сети, за счет которых как раз можно выйти на тех самых потребителей. Например, стоит разработать и запустить квиз в вашем сообществе во ВКонтакте, позволяющий «выбрать обои своей мечты», встроить его в прогревную автоворонку, активно пиарить в постах и увеличивать таким образом вовлеченность аудитории.
Более «классический» пример использования квиза — добавление его на сайт. В нашей, Комплето, практике был кейс, когда производитель, работающий только в B2B, нуждался в быстрой и качественной сегментации ЦА. В его случае разработанный квиз был встроен прямо на сайт вместо лайф-чата и существенно упростил работу отделу продаж за счет быстрой квалификации лидов.
Из не совсем стандартных решений: при продвижении на внешних площадках в размещаемом контенте можно, например, в конце текста вместо ссылки на сайт вести на квиз. Ход особенно хорош для сложных продуктов и адаптируемых под потребности заказчика решений, так как с его помощью можно глубже понять потребности клиента и показать, как именно ваш продукт сможет их удовлетворить.
Как создать квиз, который будет приносить заявки
- Определите потребности клиента, которые поможет удовлетворить квиз. Без этого не получится сделать релевантный оффер;
- Сформулируйте для квиза четкую бизнес-задачу. Например, «Создать квиз, чтобы получать более качественные заявки, закрывать 3 из 5 сделок»;
- Подготовьте мотивирующую стартовую страницу квиза по схеме «Оффер+время прохождения+получаемый бонус»;
- Разработайте пул вопросов (около 5) для новичков или экспертов;
- Добавьте форму захвата контактов. Чем она будет проще, тем лучше;
- Подключите к квизу разные мессенджеры для дальнейшего взаимодействия с прошедшим опрос в удобном ему формате;
- Не забудьте про анализ данных: подключите к квизу аналитику, чтобы отслеживать достижение ключевых метрик и видеть, на каких этапах идет отток клиентов;
- Оптимизируйте квиз для повышения его результативности.
Ошибки, которые могут повлиять на эффективность квиза
В данном случае все просто: конверсию снизят предоставление в качестве награды не того, что было обещано в начале квиза, слишком большое количество вопросов и их некорректность, а также использование нерелевантных иллюстраций.
По сути, эффективный квиз — тот, в котором есть сильный оффер, подобранный под целевую аудиторию, и полезный для нее подарок.
Так что не бойтесь внедрять в свои активности геймификацию, а начать советую с качественно проработанного квиза.