Happy Job 26 апреля 2024

Измы в организации: что такое презентеизм, абсентеизм и ресентеизм

Неудовлетворенность условиями труда сотрудники выражают по-разному. Расскажем про три способа такого поведения на работе: абсентеизм, презентеизм и ресентеизм

Алексей Клочков
Основатель HR-Tech компании Happy Job

Ведущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC

Неудовлетворенность сотрудников условиями работы или задачами может поведенчески выражаться различными способами. Алексей Клочков, основатель HR-Tech компании Happy Job, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга в России, расскажет о трех трендах, охвативших рабочую среду в последние годы — абсентеизме, презентеизме и резентеизме. 

Абсентеизм

Абсентеизм — хроническое отсутствие сотрудника на рабочем месте, которое мешает ему выполнять свою работу своевременно и продуктивно. Абсентеизм чаще всего выражается в форме прогулов, однако у него есть и скрытая форма: так называемые «кражи времени» — длительные обеды и перерывы, опоздания и ранний уход с работы.

Абсентеизм в организации рассчитывается как частное количества дней прогулов и общего числа рабочих дней, умноженное на сто процентов. Например, если сотрудник отсутствовал 3 дня из 25 рабочих в текущем месяце, уровень абсентеизма составляет 12%

К абсентеизму, пишут исследователи, более склонны молодые люди, экстраверты, люди, страдающие различного рода зависимостями, депрессией.

Причины абсентеизма:

Полностью устранить абсентеизм невозможно: люди могут отсутствовать по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и многим другим причинам. Для работодателя важно следить, чтобы абсентеизм не был вызван токсичной атмосферой в коллективе, выгоранием и падением интереса к работе и недовольством корпоративной культурой. 

  1. Выгорание и переработки.
  2. Повышенный уровень стресса.
  3. Отсутствие признания со стороны руководства.
  4. Токсичная атмосфера в коллективе.
  5. Уход за детьми и престарелыми родственниками.
  6. Отсутствие вовлеченности и мотивации.
  7. Нечеткие процессы.
  8. Плохие отношения с руководством.
  9. Поиск новой работы.

Последствия абсентеизма:

Абсентеизм вредит не только моральному состоянию сотрудников, но и бизнес-показателям компании. В краткосрочной перспективе это грозит падением доходов и качества продукции, а в долгосрочном — снижением конкурентоспособности на рынке.

  1. Падение производительности, которое выливается в снижение выручки и прибыли.
  2. Рост нагрузки на сотрудников, замещающих коллегу в его отсутствие.
  3. Снижение качества продукции и услуг компании.
  4. Снижение морального духа команды.
  5. Рост затрат на компенсацию отсутствующим сотрудникам и переработки заместителей.
  6. Необходимость поиска внештатных сотрудников или фрилансеров на замену.

Как бороться с абсентеизмом:

Методы борьбы с абсентеизмом сильно разнятся, в зависимости от причины уклонения сотрудников от работы. В каких-то случаях может потребоваться перестройка всей корпоративной культуры в компании, в каких-то — санкции за систематические прогулы, а в каких-то — точечная помощь сотруднику, проходящему через кризис. 

  1. Гибкие часы или гибридный рабочий график, чтобы поддерживать work-life balance сотрудников.
  2. Частичная компенсация расходов по уходу за детьми или престарелыми родственниками.
  3. Обсуждение с сотрудником причин частых прогулов на встречах 1:1 и предоставление помощи в случае необходимости.
  4. Поощрение хорошей посещаемости в виде благодарственных писем или материального стимулирования.
  5. Введение KPI по посещаемости.
  6. Поддержка высокого уровня лояльности и вовлеченности персонала.
  7. Привлечение всех сотрудников (независимо от должности) к ответственности за частые прогулы.

Презентеизм

Презентеизм — стремление сотрудника присутствовать на рабочем месте или продолжать работать, несмотря на плохое самочувствие из-за соматической болезни, травмы или ментального состояния.

Оценить ущерб, который абсентеизм наносит бизнесу, достаточно сложно — это явление на рабочем месте не так легко отслеживать, как абсентеизм. Однако многие исследования приходят к выводу, что презентеизм сотрудников обходится компаниям гораздо дороже абсентеизма из-за стойкого падения производительности.

Один из немногих способов оценить распространенность презентеизма на рабочем месте — самоотчет сотрудников. Менеджеру можно напрямую спросить: «Сколько раз за последний квартал вы приходили на работу, когда следовало бы взять больничный? Оцените по шкале от 1 до 10, насколько вы были продуктивны в эти дни по сравнению с вашим обычным состоянием?». 

В качестве альтернативы можно использовать готовые опросники персонала — например, на платформе Happy Job

Причины презентеизма:

  1. Культ токсичной продуктивности на работе: многие сотрудники боятся, что, взяв отгул, будут выглядеть в глазах руководства недостаточно лояльными и мотивированными, и упустят из-за этого карьерные возможности.
  2. Структурные препятствия в организации: например, отсутствие оплачиваемого отпуска по болезни.
  3. Незаменимость сотрудника: если в его отсутствие на работе никто не может взять на себя его обязанности, сотрудники предпочитают работать даже в состоянии болезни, чтобы не допустить срыва сроков задач.
  4. Нежелание подводить коллег. Это особенно актуально в командах с высокой взаимозависимостью задач.
  5. Боязнь разочаровать клиентов. Если отсутствие сотрудника на работе может напрямую навредить клиентским отношениям, они будут более склонны к презентеизму.
  6. Субъективное чувство уязвимости на работе: если сотрудник чувствует неуверенность в сохранности рабочего места, он будет более склонен к презентеизму.

Последствия презентеизма:

  1. Падение продуктивности.
  2. Ошибки в работе из-за плохого самочувствия и невозможности сконцентрироваться.
  3. Презентеизм может продлить состояние болезни или усугубить течение хронического заболевания.
  4. Есть риск, что сотрудник в состоянии болезни может заразить коллег.

Как бороться с презентеизмом:

Борьба с презентеизмом — деликатный вопрос. Некоторые сотрудники могут в штыки воспринять интерес работодателя к их состоянию здоровья (особенно если речь идет о хроническом или врожденном заболевании). Поэтому лучшее, что может сделать работодатель, это предоставить необходимые инструменты для самостоятельной заботы о здоровье и консультации, чтобы сотрудники относились к этому более осознанно.

  1. Расширить перечень предоставляемых отпусков — по семейным, личным, медицинским и другим причинам.
  2. Ввести Wellbeing-программы.
  3. Поощрять здоровый образ жизни за счет корпоративных инициатив: совместных спортивных мероприятий, оплаты спортзала и ДМС.
  4. Перестроить корпоративную культуру и стимулировать сотрудников не жертвовать здоровьем ради работы.
  5. Сделать рабочие процессы прозрачными и мобильными, чтобы сотрудник мог передать свои обязанности коллеге на время болезни.
  6. Предусмотреть возможность работы на дому в случае плохого самочувствия.

Ресентеизм 

Ресентеизм — ситуация, когда сотрудник остается на нелюбимой работе из-за невозможности уволиться. Он может продолжать работать из-за финансовых опасений или отсутствия доступных альтернатив. При этом он теряет интерес, мотивацию и продуктивность.

Ресентеизм называют преемником феномена тихого увольнения — выполнение сотрудником минимального объема работы с минимальным приложением усилий. Однако, в отличие от тихого увольнения, испытывающие ресентеизм люди могут позволить себе открыто критиковать компанию, заявляя о желании поскорее уволиться.

По данным исследования американского разработчика ПО UKG, 45% американских работников настолько ненавидят свою работу, что «не пожелали бы ее и злейшему из врагов».

Причины ресентеизма:

Причины ресентеизма коренятся не только во внутреннем состоянии сотрудников, но и в неопределенности внешней среды.

  1. Нестабильная макроэкономическая обстановка, которая снижает склонность людей к риску искать новую работу.
  2. Растущая стоимость жизни и высокая инфляция, повышающая значимость финансового фактора при выборе работодателя.
  3. Страх увольнения.
  4. Невозможность найти другую работу из-за нехватки компетенций или опыта.
  5. Отсутствие карьерных планов и ориентиров.

Последствия ресентеизма:

Сотрудники, которые испытывают ресентеизм, менее мотивированы и заинтересованы как в повышении собственной эффективности, так и в развитии бизнеса.

  1. Снижение мотивации и продуктивности персонала.
  2. Падение морального духа команды: ресентеизм с легкостью распространяется от одного сотрудника к другому.
  3. Повышение склонности команды к конфликтам.

Как бороться с ресентеизмом:

Если вы заметили, что некоторые члены вашей команды проявляют признаки ресентеизма, вы можете предпринять несколько шагов:

  1. Создайте безопасное пространство для коммуникации и позвольте сотрудникам на личной встрече открыто обсудить с вами то, что их беспокоит.
  2. Предоставьте дополнительные дни отпуска сотрудникам, которые истощены морально и физически.
  3. Предлагайте помощь: консультации психолога или карьерного коуча, чтобы помочь сотрудникам, испытывающим трудности, победить кризис.
  4. Поощряйте возможности профессионального роста: инвестируйте в своих сотрудников и следите за тем, чтобы у них были прозрачные пути как вертикального, так и горизонтального продвижения по службе.
  5. Сосредоточьтесь на вовлеченности: проведите опрос персонала, выслушайте их мнение и примите меры, чтобы удовлетворить их потребности на рабочем месте.
  6. Создавайте в команде атмосферу позитива, празднуйте успехи и награждайте сотрудников за их усилия.