В чем сила стратегической сессии для людей и компании
Как использовать весь потенциал стратегической сессии, кого еще нужно включить в команду, какие инструменты применять модератору
Возглавляет коммерческий отдел агентства, проводит более 30 тренингов для руководителей ежегодно.
Менеджмент предприятия должен реагировать на постоянно меняющиеся экономические условия. Это происходит как на оперативном уровне управленческих решений, так и на стратегическом, когда топ-менеджеры собираются вместе и формулируют стратегические цели и задачи.
Ценность стратегии в меняющимся мире
В качестве ответа на быстрые перемены, неопределенность, хаотичность и в целом сложность условий для бизнеса были сформулированы следующие ключевые аспекты стратегии компании:
- Гибкость и адаптивность. Компании нужно «уметь» быстро адаптироваться к изменениям. Например, предусматривает ли ваша стратегии возможность пересмотреть бизнес-модели? Как будут внедряться новые технологии и меняться производственные процессы?
- Анализ данных. Стратегия предусматривает регулярный мониторинг экономических показателей и трендов. Это означает, что у компании имеются аналитические инструменты для прогнозирования изменений и оценки рисков.
- Диверсификация. По-прежнему сохраняется ключевой тренд расширения ассортимента продукции или услуг для снижения зависимости от определенных источников дохода.
- Инновации. Стратегия должна предусматривать инвестирование в исследования и разработки для создания новых продуктов и улучшения существующих, что поможет вам оставаться конкурентоспособными.
- Обучение и развитие персонала. Как бы мы ни старались нанимать на работу готовых специалистов, повышение квалификации сотрудников остается насущной необходимостью. Потому что именно они могут и должны эффективно реагировать на изменения и внедрять новые подходы.
- Коммуникация. Хорошая стратегия предусматривает поддержание открытого диалога с сотрудниками, клиентами и партнерами. Их обратная связь позволит вам быстро реагировать на потребности рынка.
- Финансовая устойчивость. Это действия по созданию резервов и управлению затратами для обеспечения финансовой гибкости в условиях неопределенности.
- Стратегическое планирование. Часть деятельности топ-менеджеров будет посвящена разработке долгосрочных и краткосрочных планов с учетом возможных сценариев развития ситуации. Необходимо это время учесть в стратегии компании.
Перечисленные выше восемь граней стратегии помогут менеджменту не только выжить в условиях нестабильности, но и использовать возникающие возможности для роста и развития бизнеса.
Гибкое стратегическое планирование
Гибкое стратегическое планирование — это такой подход к разработке и реализации стратегий, который сдвигает внимание на способности организации быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Этот метод отличается от традиционного планирования, которое основывается на фиксированных долгосрочных прогнозах и жестких планах. Гибкое планирование предполагает пересмотр и адаптацию стратегического плана регулярно, например, раз в 3 месяца и всякий раз, когда этого требуют условия.
Такой подход помогает подготовить компанию к новым вызовам, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и в целом повысить устойчивость бизнеса.
Три схемы планирования
Существует три основных схемы планирования:
- централизованная
- децентрализованная
- смешанная (интерактивная).
Централизованная схема стратегического планирования используется компаниями, действующими в нескольких близко и тесно связанных областях, а также для узкоспециализированных производств с быстропрогрессирующей технологией.
Децентрализованные схемы стратегического планирования применимы для диверсифицированных фирм, развивающих отдельные стратегически устойчивые и прибыльные виды деятельности.
Интерактивная схема планирования состоит из трех этапов планирования. На первом происходит первоначальный «задел», то есть это инициативно–нормативная фаза. На втором следует развитие и пересмотр стратегических планов. Наконец, на третьем этапе планы утверждаются и происходит их реализация.
В любом случае топ-менеджеры после выбора схемы планирования будут устанавливать взаимосвязь и последовательность реализации стратегических, тактических и оперативных планов, исходя из логики: «стратегический план → тактический план → оперативный план».
Три мотива для стратегического планирования
Стратегическое планирование имеет ценность по трем причинам:
- Адаптация к изменениям. В условиях быстро меняющихся технологий, рыночных условий и потребительских предпочтений стратегическое планирование помогает вашему бизнесу адаптироваться и оставаться актуальными.
- Долгосрочное видение. Позволяет установить четкие цели. Помогает сосредоточиться на важнейших аспектах вашего бизнеса, даже когда внешняя среда нестабильна. Попутно отсекаются «лишние» задачи и поглотители ресурсов.
- Ресурсное распределение. Помогает эффективно управлять всеми ресурсами, включая время, деньги и специалистов компании, что особенно важно при кадровом дефиците.
Кроме того, сформулированная стратегия улучшит внутреннюю коммуникацию. Сотрудники будут ясно понимать цели, что повышает их мотивацию и вовлеченность. Наличие целей позволит менеджменту регулярно оценивать результаты и корректировать действия на основе полученных данных.
Важная роль модератора и фасилитатора
Я рекомендую выбирать на роль модератора стратегической сессии специалиста или эксперта, владеющего навыками ведения стратегических сессий. Ему предстоит провести команду руководителей и специалистов компании через все этапы сессии, от подготовки до формирования результатов и планов на будущее. Важно, что все решения будут приняты коллегиально, то есть командой, а не кем-то одним.
Роли и навыки модератора:
- Быть объективным и непредвзятым в оценке мнений всех участников. Поэтому часто выбирают внешнего модератора и на поведение участников не влияет субординация по отношению к нему.
- Разработать исходя из целей компании наиболее подходящий сценарий и сформировать структуру стратегической сессии.
- Тщательно разъяснить участникам все задачи. При необходимости ответить на вопросы и провести работу с их сопротивлением.
- Управлять эмоциональным состоянием команды, следить за их интересом и поддерживать внимание во время сессии.
- Пресекать беседы на отвлеченные темы, критику, «буксование» на одном вопросе и деструктивное поведение участников.
- Видеть конфликты в команде и помогать справиться с ними.
- Оформлять и фиксировать идеи, наработки команды.
Зачем HR-директору участвовать в стратегической сессии
Необходимо отметить роль HR-директора в организации стратегической сессии.
- Подбор участников совместно с модератором. HRD отвечает за формирование команды, которая будет участвовать в стратегической сессии. Она включает в себя сотрудников с разнообразными навыками и опытом, чтобы обеспечить широкий спектр мнений и идей.
- Подготовка материалов. HRD координирует подготовку необходимых материалов, таких как аналитические отчеты, данные о производительности, исследования рынка и другие документы, которые могут быть полезны для обсуждения.
- Создание атмосферы. HRD играет важную роль в создании позитивной и продуктивной атмосферы во время сессии. Он помогает модератору или ведущему управлять динамикой группы и обеспечивать комфортное общение между участниками.
- Оценка потребностей в обучении. В процессе стратегической сессии могут быть выявлены потребности в обучении и развитии сотрудников, что позволяет HR-директору планировать соответствующие программы.
- Связь с корпоративной культурой. HRD отслеживает, чтобы стратегии, разработанные на сессии, соответствовали ценностям и культуре организации.
- Транслирование и информирование о результатах. HR-директор помогает донести результаты стратегической сессии до всех сотрудников, обеспечивая понимание новых целей и задач.
Даже если речь не идет о HR-стратегии и кадровом планировании, стратегические сессии очень полезны для HR-руководителя. Там проявляются как способности, базовые ценности, так и профессиональные компетенции тех, кто принимает в них участие. Кроме того, HR-директор на стратегической сессии является значимой фигурой, так как помогает оценить последствия той или иной выбранной в компании стратегии. Только HR может спрогнозировать последствия с точки зрения ситуации с персоналом, ведь без человеческих ресурсов невозможна реализация даже самых лучших стратегий.
Выводы
Я много лет веду стратегические сессии для компаний из разных отраслей и накопил ряд наблюдений, которые могут помочь вам организовать и провести эффективную стратегическую сессию.
- Тема должна быть актуальной, а еще лучше насущной для большинства ключевых руководителей и специалистов.
- Перед сессией рекомендую побеседовать с каждым из предполагаемых участников.
- Лучше ограничить число участников, иначе сессия может быть не столь продуктивной и затянутой.
- Тщательно продумывать инструменты фасилитации и модерации. Они «стандартные», но для разных тем т целей имеют разный эффект.
- Результаты сессии должны быть быстро доведены до всех сотрудников и поставлены задачи по реализации целей сессии