D&A Partners 20 января 2025

Как издательства и авторы борются с плагиатом

Проблема плагиата остается одной из самых острых в литературной среде

Юрий Брисов
Партнер Digital & Analogue Partners

Юрист международных блокчейн-проектов (ICOBOX, Hermitage, Midas Investment, Entangle, IOGINALITY). Индивидуальный рейтинг юристов Право 300 «Цифровая экономика», 2024. «Цифровой юрист года», 2020

Еще до публикации текста издательства активно проверяют рукописи на уникальность с помощью специализированных программ, таких как «Антиплагиат», Turnitin, Grammarly или Copyscape. AI-помощники, такие как ChatGPT и Perplexity с корпоративным уровнем доступа, также помогают выявлять плагиат. Эти системы сравнивают текст с базами данных книг, статей и интернет-ресурсов, выявляя заимствования. Однако даже самые современные алгоритмы не всегда способны отличить сознательное присвоение чужого текста от честной литературной интертекстуальности. Здесь вступает в игру человеческий фактор — литературные редакторы и юристы.

Даже самая сложная программа сегодня не может выявить заимствование на уровне идеи, а именно такой плагиат считается самым опасным. Плагиат идей наносит ущерб оригинальному произведению. Скажем, если бы я прочитал венгерский роман, посвященный метаниям главной героини, которая в конце бросается под поезд, а после этого с такой же идеей вышел роман Толстого «Анна Каренина» — пусть Толстой был бы кратно гениальнее, но идея показалась бы вторичной, и это отразилось бы на восприятии всего романа. Так плагиат может похоронить оригинал. Именно поэтому плагиат считается преступлением.

Основная ответственность за заимствования лежит на авторе, но если издательство игнорирует очевидные нарушения, оно тоже может быть привлечено к ответственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (статья 1252), в случае выявления плагиата правообладатель может требовать признания авторства, компенсации морального и материального ущерба, полного запрета на использование произведения. За плагиат предусмотрена также и уголовная ответственность во многих странах, но обычно споры разрешаются в гражданском процессе.

Что считается плагиатом

С юридической точки зрения, плагиат — это заимствование чужого текста или идеи без указания источника, то есть нарушение исключительных авторских прав. Однако тут есть тонкость: не всякое заимствование становится нарушением. Допустимо цитирование с указанием источника, переработка идей или пародирование. Например, пародии защищены как отдельный жанр, если они не переписывают оригинал дословно.

Для защиты прав автора в большинстве случаев применяются гражданско-правовые механизмы: возмещение ущерба, запрет на распространение книги или публичное признание плагиата. Уголовная ответственность (статья 146 УК РФ) наступает только в случаях крупного ущерба, что делает ее редкостью.

Громкие примеры плагиата, о которых многие могли слышать

1. История Дмитрия Емца, автора серии книг о «Тане Гроттер»
История Дмитрия Емца — классический пример литературной пародии, балансирующей на грани плагиата. Книги Емца часто воспринимались как ответ на популярную серию Джоан Роулинг о Гарри Поттере. В 2002 году правообладатели Роулинг обратились в суд Нидерландов с требованием запретить распространение книги «Таня Гроттер и магический контрабас». Суд признал нарушение авторских прав Роулинг, отметив, что, хотя «Таня Гроттер» и была пародией, сходство с оригиналом носило чересчур буквальный характер. Решение — запрет книги на территории Нидерландов.

Вывод: Авторы должны быть осторожны с заимствованиями, даже в рамках жанра пародии, а издатели — учитывать локальные законы, чтобы избежать международных споров.

2. Дюма и «Три мушкетера»
Споры вокруг авторства и оригинальности начались задолго до появления современных правовых систем. Александр Дюма черпал вдохновение из «Мемуаров мсье д’Артаньяна», написанных Гасьеном де Куртилем де Сандра. Хотя в XIX веке правовых претензий к Дюма не возникло, сегодня такое заимствование наверняка стало бы причиной громкого разбирательства.

Дюма также активно пользовался трудом так называемых «литературных негров», что вызывает вопросы о границах коллективного творчества. А роман «Граф Монте-Кристо», сюжет которого, по признанию самого Дюма, был прочитан в газете, не считается плагиатом, так как плагиат — это заимствование чужого вымысла. Если художественно описать реальную историю, это не будет считаться плагиатом.

Вывод: В современном мире факты заимствования более очевидны. Перед написанием романа стоит проверить, не был ли подобный сюжет уже изложен кем-то другим, а если был, то следует существенно его переработать, добавить новые идеи и свой авторский стиль. Так, например, поступил М.А. Булгаков с романом Гете «Фауст», который лег в основу «Мастера и Маргариты», или Джеймс Джойс с «Одиссеей» Гомера, работая над романом «Улисс».

Что можно вынести из этих кейсов

Для авторов: уважайте чужую интеллектуальную собственность. Если вдохновение черпается из чужого труда, указывайте это прямо. Ссылайтесь на источники, избегайте буквального заимствования.

Для издателей: помимо программ проверки на плагиат, стоит привлекать к работе литературных экспертов, культурологов и юристов, чтобы оценить риск возможных споров. Лучшая защита — тщательная экспертиза текста до публикации.

И главное: творчество — это не только поиск вдохновения, но и осознание своей ответственности перед коллегами по перу и аудиторией. В конечном счете честность — это основа репутации как автора, так и издательства.