Сompleto 27 марта 2025

Ключевые этапы разработки продающего сайта

Как избежать ошибок при создании сайта и получить действительно работающее на бизнес решение, рассказывает Артем Елисов, коммерческий директор Комплето

Ключевые этапы разработки продающего сайта
Артем Елисов
Артем Елисов
Коммерческий директор

В digital с 2013 года. Практик в CRM-маркетинге. Курировал создание более 200 digital-стратегий. Преподаватель МаЕd, программы MBA для ВШБ ГУУ, академии Qmarketing.

Хороший сайт подразумевает качественную проработку всех этапов его создания

Как показывает опыт Комплето, для создания продукта, отвечающего ожиданиям компании и потребностям целевой аудитории, нужно проделать немалую подготовительную работу, которая включает:

  • согласование команды;
  • проведение маркетингового брифа;
  • предпроектное исследование;
  • составление детального технического задания (ТЗ) и создание прототипов.

Если пропустить один из шагов, то сайт не будет в должной степени решать бизнес-задачи компании. 

А еще важно соблюдать баланс между трендами и бизнес-задачами.

Например, один из наших Клиентов, вдохновившись трендами, разработал сайт с анимацией и 3D-элементами, но пользователи жаловались на долгую загрузку. Отказ от сложных графических решений в пользу скорости принес увеличение посещаемости ресурса на 30% и рост конверсии на 15%.

Согласование команды проекта

В каждом проекте участвует несколько заинтересованных сторон, от взаимодействия которых в немалой степени зависит успех запуска.

На старте работ важно определить:

  • Зачем нужен сайт и какие задачи он должен решать.
  • Цели и ожидаемые результаты, а также то, как будет оцениваться успех проекта.
  • Что именно будет представлено на сайте, то есть описание продукта.
  • Ответственных лиц со всех сторон: кто принимает решения, дает обратную связь и согласовывает весь сайт, отдельные страницы, интеграции.
  • Что может повлиять на сроки, бюджет и содержание работ, какие есть ограничения и риски.

В противном случае процесс может сильно затянуться.

Подготовка маркетингового брифа на разработку сайта

Маркетинговый бриф — ключевой инструмент, позволяющий определить ожидания всех участников проекта и сформировать единое понимание образа компании.

Основные его задачи включают:

  • Приведение к единому пониманию миссии, ценностей и УТП компании среди всех участников проекта.
  • Определение целевой аудитории и ее болей.
  • Выявление необходимости интеграций с внутренними системами (CRM, ERP, складские и бухгалтерские системы) для корректного сбора и обработки лидов.
  • Анализ взаимодействия с партнерами и дилерами для адаптации контента под разные группы пользователей.
  • Оценку конкурентов и их присутствия в цифровой среде.

Предпроектное digital-исследование

Оно подразумевает digital-анализ рынка, конкурентов и аудитории, а также структуры будущего сайта.

Проведение подобного исследования позволяет:

  • определить актуальные тренды и потребности пользователей;
  • выявить сильные и слабые стороны конкурентов и смежных ниш;
  • определить ключевые разделы сайта, элементы и триггеры доверия, важные для пользователей;
  • проверить позиционирование компании и ее УТП в сравнении с рыночными ожиданиями;
  • не упустить детали, отсутствие которых может привести к тому, что сайт не оправдает ожидания ЦА.

Также важно понимать, что у каждой ниши есть степень «диджитализации», и использование лучших наработок представителей других ниш позволит обогнать конкурентов.

Составление ТЗ на разработку сайта и подготовка прототипов

Техническое задание в данном случае — документ, фиксирующий все требования к будущему сайту, нужный, чтобы:

  • любой исполнитель мог реализовать проект без разночтений;
  • совпали ожидания заказчика и подрядчика;
  • можно было сменить команду разработчиков без потери качества и проволочек;
  • предотвратить возникновение дополнительных рисков, затрат и согласований в процессе работы.

Как правило, ТЗ включает:

  • описание структуры сайта и логики его работы;
  • интеграции с CRM, ERP и другими системами;
  • требования к скорости загрузки и безопасности;
  • требования к серверам и админке сайта;
  • уточнение функционала (формы заявок, личные кабинеты, системы оплаты и т.д.).

После описания всех деталей можно переходить к прототипированию сайта.

Таким образом, понимание всех этапов создания B2B-сайта позволяет ускорить запуск проекта, оптимизировать бюджет, избежать ненужных затрат, критичных ошибок, и в итоге создать сайт, который действительно работает на бизнес.