Топливный кризис 2025: паника отменяется

Что сейчас происходит с топливом — и как это скажется на ведомственных АЗС

Михаил Колесников
Основатель Группы компаний «Benza»

Эксперт в сфере управления нефтепродуктами

В 2025 году топливный рынок в России столкнулся с очередным вызовом: биржевые цены на бензин и дизель вплотную приблизились к розничным и даже их превысили. Это породило опасения у бизнеса: стоит ли инвестировать в собственные ведомственные автозаправочные станции, не окажутся ли они нерентабельными? История, как известно, циклична, к ней мы и обратились за ответами и, в целом, проанализировали, что уже сделано, чтобы помочь буксующему рынку. 

Почему опт дороже розницы и что ждать дальше

Ситуация, при которой оптовая цена на топливо превышает розничную, действительно существует. По данным Санкт-Петербургской биржи, в октябре 2025 года стоимость АИ-92 перевалила за 74 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 стабильно держится выше 80 тыс. рублей. Основная причина — топливо не поступает на рынок в достаточном количестве. Нефтеперерабатывающие заводы на ремонте, а спрос держится высоким. 

Летом и осенью 2023 года Россия уже переживала похожую ситуацию. Тогда кризис был спровоцирован высокими мировыми ценами на нефтепродукты, ослаблением рубля и загруженностью железных дорог, что усложняло логистику внутри страны. Проблема была не в нехватке топлива, как сейчас, а в том, что большая его часть уходила на экспорт. 

Временный запрет на вывоз бензина и дизельного топлива стабилизировал ситуацию. Эффект был моментальным: всего за один день биржевые цены на дизель обвалились на 15%, а на бензин АИ-92 — на 10%. Это позволило быстро насытить внутренний рынок. Одновременно с этим правительство отказалось от планов по сокращению демпферных выплат нефтяным компаниям, вернув им экономические стимулы для работы на внутренний рынок.

Как отреагировали в 2025-м

Государство уже задействовало похожие механизмы:

  • Продлен запрет на экспорт бензина до конца 2025 года и введены ограничения на вывоз дизельного топлива.
  • Президент на семь месяцев продлил бюджетные выплаты нефтяным компаниям за продажу топлива на внутреннем рынке, что, в свою очередь, поможет сдержать рост розничных цен на топливо. 

По прогнозам экспертов, к концу 2025 года, по мере завершения ремонтных работ на НПЗ и спада сезонного  спроса, положение дел нормализуется.

В нынешних условиях главная задача бизнеса — просчитывать действия на несколько шагов вперед. Покупка собственной мобильной АЗС не только окупается, но и помогает экономить. 

Расчет, основанный на потреблении 60 000 литров дизельного топлива в месяц, показывает, что даже при экономии в 3 рубля с литра ежемесячная выгода составит ~180 000 рублей. Это позволяет окупить стоимость мобильной АЗС (от 2 млн рублей) примерно за 13 месяцев.

Почему инвестировать в АЗС сейчас выгодно 

  • С нового года — дороже. С 1 января 2026 года ставка НДС увеличится на 2 процента. Это неизбежно скажется на стоимости всего. Мобильные АЗС подорожают. 
  • Топлива станет больше, владельцы ведомственных АЗС перестанут испытывать дефицит. Совет Евразийской экономической комиссии принял решение обнулить ввозные пошлины на моторный бензин, дизельное топливо и другие виды горючего. Решение действует до 30 июня 2026 года. Эта мера, равно как и готовящееся обнуление пошлин на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура, позволит дополнительно поставлять на рынок сотни тысяч тонн топлива ежемесячно. 

Текущая ситуация на топливном рынке — это сигнал к взвешенным решениям и действиям. Если вы подробно изучили тему, то наверняка у вас много аргументов, почему собственная АЗС — это всегда выгодно. Даже если на время рынок затаился и пугает неопределенностью.

Присоединяйтесь к компаниям, которые уже делятся новостями бизнеса на РБК КомпанииУзнать больше