ATI.SU 2 октября 2024

Синергия как двигатель логистического рынка

Почему ИТ-платформам для автоматизации логистических операций сегодня необходима интеграция

Денис Шацев
Ведущий менеджер по запуску и развитию сервисов «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Эксперт в области разработки и продуктового подхода в IT, с более чем 10-летним опытом работы в логистике. Специализируется на создании инновационных решений для автоматизации логистической отрасли

Логистика во всем мире становится цифровой. Но этому процессу в России мешает большое количество разрозненных ИТ-решений, которые используют грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании, перевозчики. Возможность бесшовного переключения между ними может привлечь больше пользователей и сделать управление логистикой значительно удобнее.

Компании автоматизируют различные процессы — это позволяет ускорить их выполнение и тратить на рутину меньше времени. Автоматизация в логистике затрагивает большинство этапов — от поиска партнера на перевозку груза до отслеживания машины на всем пути следования и формирования документов. Это позволяет участникам рынка — и крупным грузовладельцам, и небольшим перевозчикам — оптимизировать работу и повысить безопасность бизнеса. Ведь автоматизация в логистике — это не только ускорение процессов, но и их прозрачность, что существенно снижает риски мошенничества на всех этапах перевозки грузов.

Рынок логистических платформ довольно многообразен: компании применяют десятки систем, включая собственные, для организации логистических процессов. С одной стороны, выбор усиливает конкуренцию и мотивирует разработчиков улучшать свои продукты. С другой — обилие вариантов усложняет проникновение автоматизации в отрасли. 

По данным опросов участников рынка, около 20% грузоперевозчиков страны активно используют платформы для поиска грузов. Это позволяет предположить, что в рамках каждой системы, имеющейся на рынке, работает всего 2-4% грузоперевозчиков. Этого недостаточно для формирования общепринятых отраслевых решений.

Например, в России активно внедряют электронную транспортную накладную (ЭТрН). Однако для широкомасштабного использования этой системы нужны провайдеры электронных перевозочных документов (ИС ЭПД).

Аналогичная ситуация и с логистическими площадками. Каждый игрок фокусируется на развитии своих сервисов, ориентируясь на небольшую долю клиентов. Но для прорыва рынку нужна синергия для решения общих задач.

С этим согласен Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU». По его мнению, рынок инструментов для автоматизации логистики является достаточно фрагментированным. Существуют различные ИТ-продукты, предназначенные для решения специфических задач, которые используют логисты, сотрудники экспедиторских компаний и заказчики. В результате им необходимо работать с несколькими инструментами, что приводит к ситуации, когда одну и ту же информацию приходится вручную переносить из одной системы в другую. Это не только затрудняет работу, но и увеличивает вероятность ошибок. Интеграция всех этих систем поможет устранить необходимость такого ручного труда и значительно упростит процессы, что, в свою очередь, облегчает жизнь сотрудникам.

Чем выгодно сотрудничество

Одним из примеров реализации сотрудничества логистических платформ являются сервисы ATI.SU. Например, в сервисе «Автоматическое копирование грузов» доступны интеграции ATI.SU с системами ATRUCKS и TorgTrans, а также копирование внутри сервиса для распределения грузов «Площадки ATI.SU».

Таким образом, логисты могут значительно сократить время, необходимое для обработки заказов и поиска перевозчиков. Однако подобная коллаборация пока что исключение, чем правило.

С этим согласны и другие игроки нашей отрасли. Например, Дмитрий Мадлей, CEO ATRUCKS, считает, что пока мы не наблюдаем массовых совместных усилий логистических платформ, нацеленных на интеграцию, за исключением проектов с «Биржей грузоперевозок ATI.SU». При этом наши проекты можно назвать отраслевым стандартом для экспедиторов и перевозчиков, которое значительно расширяет географию применения наших сервисов. Такое объединение усилий предоставляет конкурентные преимущества и открывает новые горизонты для участников рынка. Чем больше будет коллабораций, тем более сложные и масштабные проекты можно будет реализовать, что, в свою очередь, приведет к эффективной оптимизации логистических процессов и максимизации выгоды для всех участников рынка.

Сотрудничество цифровых платформ способно принести ощутимую выгоду всем участникам логистического рынка. Выделим основные «бонусы» интеграции: 

  • Снижение трудозатрат на ручные операции, ускорение процессов и повышение точности работы.
  • Легкое взаимодействие между разными системами позволит не ограничиваться работой на одной платформе.
  • Увеличение прозрачности работы позволяет компаниям более эффективно управлять логистическими цепочками.
  • Интегрированные платформы могут предложить перевозчикам и грузовладельцам лучшие условия, чем отдельные системы, что повышает их конкурентоспособность.

Таким образом, коллаборации платформ открывают новые горизонты для автоматизации логистики.

По мнению CEO TorgTrans, Алексея Барсукова, объединение усилий приносит выгоду как пользователям, так и самим платформам. Пользователям не нужно «скакать» между различными ресурсами, так как интеграции и совместные проекты позволяют им получать более качественные и разнообразные услуги в одном месте. Для бизнеса это критически важно, ведь удовлетворение потребностей клиента — это основа успешной работы. Когда клиенты довольны, это, безусловно, приводит к положительному результату и для площадок, которые участвуют в коллаборации. Есть немало возможностей, которые могут быть реализованы в рамках коллаборации. Например, вполне вероятна идея роуминга рейсов — когда независимо от того, с какой площадкой начинает работать клиент, он будет уверен, что о его рейсе узнает максимальное количество потенциальных исполнителей.

Коллаборация как тренд

Можно ожидать, что в ближайшем будущем платформы начнут активнее объединять усилия, чтобы сократить избыточные операции и предоставить клиентам комплексные решения. Это также приведет к созданию отраслевых стандартов и расширению обмена данными между системами.

Еще один тренд — развитие «роуминга» перевозок. Такой формат может стать аналогом взаимодействия между сотовыми операторами, когда клиент одной платформы может легко взаимодействовать с другой. Сейчас многие платформы охватывают небольшую часть рынка. Коллаборации позволят расширить долю присутствия и улучшить географическое покрытие услуг.

Можно прогнозировать, что будущее логистики — за сложными цифровыми проектами и роумингом перевозок, которые станут итогом сотрудничества основных логистических платформ.