Сompleto 29 января 2025

Анализ контентной стратегии конкурентов: чему уделить особое внимание

Советами по проведению исследования контент-маркетинга конкурентов делится Алена Бирюкова, Комплето

Алена Бирюкова
Руководитель юнита Прогрев

Более 5 лет в digital. Специализируется на автоматизации маркетинга, контент- и SMM-маркетинге. Спикер множества профильных и обучающих мероприятий

Социальные сети — первый пункт для изучения

Представим себе, что вы уже определили не менее трех основных конкурентов, которые активно используют контент-маркетинг.

Анализ их контентной стратегии советую начать с изучения активности в социальных сетях и мессенджерах.

Важно узнать, на какие темы пишет конкурент (рубрикатор), какие механики вовлечения использует (чат-боты, квизы, конкурсы), уделяется ли особое внимание графическому оформлению (обложке, меню, визуалу в целом). 

Обязательно проверьте «качество» подписчиков на предмет накрутки: есть ли коммерческие аккаунты или только реальные люди, были ли резкие всплески подписок и отписок.

Мы, Комплето, также ориентируемся на исследования социальных сетей, их аудитории и особенностей ее поведения, публикуемые профильными сервисами и аналитическими агентствами. 

Например, можно обратить внимание на исследования TGstat, чтобы понять, как распределяется аудитория Telegram по регионам России, узнать сферу деятельности большинства пользователей, определить, на какое количество каналов они подписаны в единицу времени, какие каналы читают регулярно. И сделать для себя соответствующие выводы.

Также уделите внимание ежегодному исследованию социальных сетей от Popsters, которое содержит данные о трендах различных площадок, активности пользователей в разное время суток, предпочтительных типах контента.

Разумеется, можно использовать и специальные сервисы для определения тематики самых вовлекающих постов компаний-конкурентов. 

Вся эта информация, ее анализ и полученные инсайты пригодятся при создании контента. А в процессе изучения данных вы сможете понять, какую социальную сеть использовать в качестве основной для дистрибуции вашего контента. 

ВКонтакте или Telegram: чему отдать предпочтение

ВКонтакте подойдет бизнесу, который предлагает понятный конечному потребителю продукт. Например, у нас есть Клиент, который реализует через дистрибьюторскую сеть товары для уборки, поэтому мы продвигаемся во ВКонтакте из-за более низкой стоимости рекламы (по сравнению с Telegram) и особенностей продукта, который предназначен для массового потребления, и его ЦА несложно определить.

Также площадка предоставляет немало возможностей для проведения маркетинговых активностей: рассылок, квизов, конкурсов.

Telegram же оптимален для дилеров, потому что это более дорогой канал по привлечению новой аудитории: нет возможности вырасти с помощью органических охватов. Основные способы продвижения тут — посевы и рекламные запуски через TG Ads. 

Если говорить, допустим, про IT-направление, то стоит выбрать Telegram, потому что мессенджером пользуется наиболее платежеспособная аудитория, и в нем популярна данная тематика, судя по аналитике и кастдевам.

Но в целом лучше ориентироваться на особенности площадки, вашей ЦА, продукта и, конечно, поведение конкурентов.

Чему еще уделить внимание

Рекомендую также внимательно проанализировать:

  • блог компании — экспертные статьи, кейсы, лид-магниты, квизы. Какие материалы выпускаются, какие воронки прогрева читателей в них зашиваются, какие полезности конкуренты предоставляют и на чем акцентируют внимание аудитории;
  • email-рассылки. Их анализ позволит понять, насколько грамотно компания-конкурент сегментировала подписчиков. В большинстве случаев отправляются массовые рассылки по всей базе контактов. Например, анонс выхода новой линейки продуктов;
  • PR-размещение на сторонних сайтах, чтобы определить, откуда конкурент получает дополнительный трафик на сайт и как привлекает новую аудиторию. Проанализируйте профильные сайты, на которых схожая вашей целевой аудитория читает, например, дайджест digital-новостей. Изучите прогнозные показатели на таких ресурсах, стоимость размещения и редакционную политику;
  • Дзен. Важно посмотреть рубрикатор, определить периодичность выпуска и проанализировать качество контента, прогревных воронок;
  • проводимые вебинары и выставки. Постарайтесь посетить хотя бы одно мероприятие от конкурента, а также оценить предсобытийную подготовку к нему и последующую работу с участниками;
  • используемый видеоконтент. Обратите внимание на то, что именно через него транслируется. Может, публикуются записи вебинаров/конференций или рассказывается о новой линии продукта. В основном такой контент размещают на YouTube, RUTUBE, VKВидео, Дзен, Telegram, Yappy, NUUM;
  • отзывы о компании. Проанализируйте все отзывы, которые найдете на картах, маркетплейсах и профильных ресурсах;
  • взаимодействие конкурентов с аудиторией: посмотрите, как они отвечают на комментарии, какие вопросы задают и проблемы решают.

Изучение стратегий ваших конкурентов — важный этап, который помогает выявить успешные практики и определить области для улучшения и превращения вашего контент-маркетинга в инструмент продаж.