Как закон «О блогерах» повлияет на работу МФО
Эксперт МФК «Лайм-Займ» Вера Сорокина изучила нововведения в законе и рассказала, как они повлияют на ведение корпоративных страниц МФО в соцсетях
Высшее юридическое образование, опыт работы более шести лет
Наверное, нет юриста, который бы не слышал о принятии Федерального закона от 08.08.2024 г. №303-ФЗ, который получил название Закона «О блогерах». В этом законе содержатся нововведения и поправки к самым разным нормативно-правовым актам, и среди наиболее «нашумевших» изменений — новые требования к владельцам аккаунтов в социальных сетях, объем аудитории которых составляет свыше 10 000 человек.
Дело в том, что владельцы аккаунтов с аудиторией 10 000+ человек должны предоставить в Роскомнадзор (РКН) сведения для идентификации и включения аккаунта в реестр (начал работать с 1 ноября 2024 года). В случае, если страница не будет внесена в реестр, на ней нельзя будет размещать рекламу (в том числе саморекламу), проводить розыгрыши и конкурсы среди подписчиков, публиковать ссылки на донаты и другие способы финансирования страницы.
Микрофинансовые организации, как и любой другой бизнес, имеют корпоративные социальные страницы, которые используются для лидогенерации, решения имиджевых задач бизнеса, осуществления финансового просвещения и т.д. Соответственно, возникает вопрос: коснутся ли эти нововведения деятельности МФО?
Когда закон только-только вступил в силу, ясности в этом вопросе было недостаточно. В тексте документа используется формулировка «персональная страница» без какого-либо разъяснения, идет речь о личной странице физического лица или это вообще любой странице в социальной сети. Позиции органов власти и судов в вопросе определения, что является персональной страницей в социальной сети, также неоднозначны. Например, Роскомнадзор и Минпросвещения разделяют термины «страница в социальной сети» и «персональная страница в социальной сети», т.е. разграничивают аккаунты, принадлежащие физическим и юридическим лицам. ФССП в своих документах использует термин «персональная страница» только в отношении граждан, а в отношении корпоративных аккаунтов использует термин «группа».
Октябрьский Проект Постановления Правительства РФ, которым предусмотрен порядок подачи идентифицирующих сведений, предусматривает специальные правила для юридических лиц. Соответственно, только недавно стало понятно, что все юридические лица, владеющие корпоративными аккаунтами в социальных сетях, в которых аудитория свыше 10 000 человек, обязаны включиться в реестр Роскомнадзора и получить подтверждение такого включения.
А это означает, что участники микрофинансового рынка также будут должны передать в реестр Роскомнадзора сведения о подходящих под условия корпоративных страницах в социальных сетях, иначе с 1 января 2025 года возможности размещения рекламы, а также проведения конкурсов и розыгрышей с механикой репостов станут для них недоступными. А это, в свою очередь, негативно повлияет на бизнес-задачи, ради которых в том числе создавались эти аккаунты.