Как пиарщики превращают AI из конкурента в помощника

Пока одни специалисты беспокоятся, что нейросети отберут их рабочие места, другие успевают приручить ИИ и с его помощью сделать в несколько раз больше

Анна Пузыренко
Основатель коммуникационного агентства LikePR

Предприниматель, трекер и фаундер нескольких стартапов в сфере fintech, social tech. Основатель агентства зарубежной недвижимости LikeEstate

Споры о том, кем станет ИИ для представителей творческих профессий — другом или врагом, — не утихают. Пока одни специалисты беспокоятся, что нейросети отберут их рабочие места, другие успевают приручить ИИ и с его помощью сделать в несколько раз больше. Как собрать себе эффективную команду новейших ИИ-ассистентов для целей PR, рассказывает Анна Пузыренко, основатель агентства Like PR.

Что говорят цифры

По данным исследования Высшей школы бизнеса ВШЭ и РАСО об ИИ в маркетинге, сейчас уже 85% специалистов по маркетингу и PR постоянно используют искусственный интеллект в повседневной деятельности, 11% планируют его внедрить и только 4% полностью игнорируют. Такая тенденция не удивляет: согласно исследованию Forbes, 83% компаний считают ИИ приоритетом в своей деятельности, а 97% владельцев бизнесов уверены, что он будет полезен им в работе.

Беспокойство представителей творческих профессий вполне очевидно: нейросети заменяют копирайтеров, переводчиков, даже редакторов. По данным Коммерсанта, рост популярности генеративных нейросетей привел к снижению как количества вакансий на должности копирайтера и редактора, так и зарплат, предлагаемых таким специалистам. Представители фриланс-бирж признают, что из-за нейросетей уменьшилось количество заказов на расшифровку и перевод текстов. Вместе с тем стало больше вакансий копирайтеров, в которых от соискателей требуются навыки работы с генеративными нейросетевыми продуктами (GPT).

Это доказывает, что отношение к ИИ изменилось, нейросети стали привычным и даже обязательным инструментом в арсенале профессионалов маркетинга. Год назад кто-то относился к нейросеткам как к чему-то не сильно профессиональному, а сейчас умение собрать под задачу нужный набор ИИ — это отдельный навык и способ организации процесса. Поисковики сделали нашу жизнь проще, хотя, возможно, люди старшего поколения посчитали бы навык поиска в сети читингом, ведь «правильнее» держать все знания в голове и иметь под рукой энциклопедию и подборку газет на последний год. 

Нейросети для маркетинга

Итак, что можно поручить нейросетям и каким именно? Обновляем нашу подборку инструментов

Написать пресс-релиз 

Те, кто работает с нейросетями давно, знает их основной минус: нейросети не сильны в фактчекинге и не умеют быстро искать самую свежую информацию, поэтому конечный результат всегда будет зависеть от грамотно написанного промта. Сейчас лучше всего понимают промты пиарщиков следующие ИИ:

  • Gerwin. Вообще это нейросеть «широкого спектра действия» — она умеет делать и ролики на Youtube, и посты для соцсетей, и карточки товаров. Однако специалисты рекомендуют ее для пресс-релизов, поскольку Gerwin обладает «комплексным подходом»: он работает и за пиарщика, и за маркетолога, может создать УТП, описать миссию компанию и все это отразить в пресс-релизе, выставив деятельность компании в самом выгодном свете. 
  • ChatHabAI. Содержит комбинацию текстовых чат-ботов: ChatGPT + новый Gemini, который обладает способностью обрабатывать информацию разных типов: текст, видео, аудио и программный код. В ChatHabAI повышенный уровень безопасности: сервис поддерживает полную конфиденциальность, данные пользователей не сохраняются. Поэтому можно дать ему любое «сырое» интервью главы компании и не беспокоиться, что неудачные фразы или лишняя информация куда-то просочатся.
  • Генераторы пресс-релизов на основе ChatGPT. Быстро и удобно для небольших инфоповодов. Достаточно вбить в форму на сайте название компании и краткое описание — через несколько секунд ИИ выдаст складный удобочитаемый текст, который не стыдно разослать по редакциям.
  • YandexGPT. Российские генеративные нейросети YandexGPT и YandexART были разработаны в прошлом году, а в этом уже вошли в первый международный рейтинг Global Generative AI Landscape 2024. Этот ИИ известен тем, что может писать любые тексты — и релизы, и поздравления, и должностные инструкции. Впрочем, отзывы пользователей не такие оптимистичные: многие отмечают ее неспособность ответить на простые вопросы или качественно изменить текст.

Сгенерить или обработать иллюстрации

Для того, чтобы сделать крутые фотографии продукта, по-прежнему не обойтись без профессионального фотографа. Однако, когда фото уже получены и нужно отправить их в редакции, на помощь приходит ИИ — чтобы добавить изображение, убрать фон на имеющемся или внести другие изменения в визуальный контент для сайта или соцсетей. 

  • Midjourney. Знаменитая и уже опробованная многими нейросеть, которая создает любое изображение по текстовому описанию.
  • WatermarkRemover. Платформа умеет удалять водяные знаки с  изображений. По отзывам большинства пользователей, работает качественно и быстро, без риска испортить изображения.
  • Removal.AI. Незаменимый инструмент, если вам надо обработать большое количество фотографий: может разом удалить фон на 1К фотографий.
  • Кандинский 2.1. Еще одна известная нейросеть, созданная Сбером в прошлом году как улучшенная версия первопроходца «Кандинский 2.0». Новая версия умеет генерировать изображения по текстовому описанию, создавать из двух картинок одну, предлагает разные варианты одного изображения, а также может дорисовать картинку, имитируя то, что находится «за кадром».

Сделать видео для соцсетей

Как бы ни было увлекательно давать ИИ задание написать статью или новость, на одних текстах  контент не построишь. Сгенерировать видео помогут: 

  • Pictory — бот, который может сам создавать короткие и длинные видеоролики на основе статей или сценариев, редактировать вебинары и подкасты, а также записи видеоконференций. Помощник для тех, кто трудится над созданием личного бренда.
  • Deepbrain AI — этому ИИ достаточно только текстового материала, чтобы создать простой видеоролик за 5 минут.
  • Yes AI bot — этому боту из телеграма достаточно прислать фото и аудиосообщение длиной до 60 секунд, в ответ он создаст говорящий аватар.
  • Colossyan — создан не для развлечения, а для обучения. Инструмент обладает широким спектром возможностей, включая выбор ведущих с помощью ИИ, добавление субтитров и мультимедиа, включение акцентов и перевод на 70 языков. 

Как это все работает

Теперь самое интересное — кейс! Рассказываем о том, как мы нашли крутого ИИ-помощника для задач агентства зарубежной недвижимости LikeEstate.

Итак, задача: создать серию видеороликов для воронок продаж и социальных сетей, посвященных инвестициям в недвижимость, на нескольких языках. Главным лицом видео должен быть не виртуальный персонаж, а реальный человек — я, Анна Пузыренко, основатель LikeEstate и LikePR.

Для этого мы выбрали HeyGen — генеративную нейросеть от OpenAI. Изначально сервис предлагал использовать виртуальные аватары для озвучки текста, но с сентября 2023 года в HeyGen появилась функция онлайн-перевода, объединяющая распознавание голоса, перевод текста и адаптацию мимики под сгенерированное аудио. Ролики с советскими фильмами, переведенные на разные языки в похожей нейросети Merlin Clone, стали вирусными. Нам же было важно создать оригинальные видео!

Современная версия HeyGen позволяет создать цифрового аватара на основе готовых видео, воссоздавая внешность и голос с сохранением тембра и интонаций. Затем загружаем сценарий, настраиваем паузы и эмоции, чтобы получить максимально реалистичный ролик, имитирующий жесты и артикуляцию.

HeyGen позволяет создавать то, что максимально близко к понятию «дипфейк». Чтобы гарантировать безопасность пользователей, платформа проводит идентификацию: человек, чей образ будет оцифрован, подтверждает согласие на контрольном видеозвонке.

HeyGen, как и Merlin Clone, поддерживает автоматический перевод на другие языки. Однако, чтобы избежать смысловых и стилистических ошибок, мы используем нейросетевой перевод для начального текста, а затем корректируем его с помощью ChatGPT, чтобы учесть особенности нужного языка и адаптировать стилистику. Посмотрите на видео, которое мы сгенерировали специально для этой статьи.