JVO 2 октября 2024

«Честный знак» для e-commerce: как маркетплейсы борются за качество

По оценкам экспертов отрасли электронной торговли, контрафакт на маркетплейсах наблюдается практически во всех категориях товаров

Алексей Егоров
Сооснователь и главный методолог расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах

В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.

В России все больше говорят об ужесточении регулирования маркетплейсов на предмет борьбы с подделками и нелегальным товаром. В частности, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в Департамент системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России письмо с предложением усилить борьбу с незаконным оборотом товаров. И это несмотря на то, что с 2022 года на маркетплейсах действует Единая цифровая информационная система для борьбы с контрафактом. Также маркетплейсы обязаны следить за тем, чтобы продающиеся на их площадках товары, подлежащие маркировке в «Честном знаке», были действительно промаркированы — это еще один способ контроля за оборотом. 

Но, как показывает практика, существующих мер недостаточно. 

Несмотря на полную прозрачность электронной коммерции, в отличие от классического ритейла, регулировать ее намного сложнее. Сейчас на российских площадках более миллиона продавцов, а за ними стоят еще несколько миллионов человек, которые работают в индустриях, связанных с интернет-торговлей, логистикой, перевозками и т.д. Любой неосторожный шаг в области регулирования маркетплейсов приведет к немедленной реакции участников рынка и некими экономическими последствиям. Предсказать их сложно, но в целом маркетплейсы сами себя неплохо регулируют в плане контрафакта, уделяя все больше веса в ранжировании продуктовых карточек товаров отзывам и комментариям клиентов.

С другой стороны, исчезновение недобросовестных поставщиков за счет дополнительных маркировок и проверок выгодно рынку. Исторически долго маркетплейсы закрывали глаза на контрафакт в погоне за притоком аудитории. Теперь, когда и покупателей, и селлеров много, необходимости в тех, кто торгует чем попало, нет. Судьба качественной продукции от дальнейшей борьбы с подделками только улучшится.

А российским селлерам нужно готовиться к тому, что комиссии будут расти сильнее. Это связано с издержками из-за возможных дополнительных функций площадок, так и с философией самого бизнеса маркетплейсов — они этим зарабатывают. Такой вектор развития  тоже убьет определенную прослойку селлеров и в итоге останутся только те, кто профессионально, серьезно и честно занимается электронной коммерцией, а не просто спекулирует на маркетплейсах.