RAMAX 29 января 2025

Как системные интеграторы сохраняют баланс между вендорами и заказчиками

О деятельности интегратора, современных вызовах и перспективах рынка рассказывает заместитель рук. практики корпоративных систем RAMAX Group Никита Журавский

Никита Журавский
Заместитель руководителя практики корпоративных систем RAMAX Group

Эксперт компании RAMAX Group по построению бизнес-систем управления предприятием. Спикер многих профильных мероприятий по автоматизации учета.

Ведущие системные интеграторы в России становятся центрами компетенций по цифровой трансформации и импортозамещению, стремясь обеспечить баланс на ИТ-рынке и развивать ИТ-ландшафт заказчиков с учетом всех актуальных тенденций. 

Как меняется роль российского системного интегратора в условиях цифровой трансформации и гиперавтоматизации, а также политики импортозамещения?

Безусловно, главная миссия системного интегратора остается неизменной: это консультирование бизнес-заказчиков по самым разным аспектам ИТ, от автоматизации отдельных бизнес-функций до выстраивания комплексной стратегии цифровизации, а также проектная деятельность по внедрению и сопровождению программных и аппаратных решений.

Для этого специалисты должны хорошо знать различные классы продуктов: системы каких вендоров представлены в каждом из них, их преимущества и недостатки, как они интегрируются со смежными системами. Нужно также уметь анализировать ИТ-инфраструктуру и внутренние процессы заказчика, чтобы выстроить для него оптимальную конфигурацию решения с учетом текущих потребностей. Что касается относительно новых тенденций рынка, то можно выделить несколько наиболее значительных.

Во-первых, еще примерно 4-5 лет назад ведущие компании из финансового сектора, ТЭК и других отраслей усиленно занялись созданием крупных внутренних ИТ-подразделений. Это было, прежде всего, обусловлено их логичным стремлением создавать собственные цифровые продукты и как можно скорее выводить их на рынок. Однако в условиях дефицита квалифицированных кадров эти компании забирали себе ценные ресурсы, еще больше обостряя конкуренцию за специалистов. Более того — общий уровень компетенций на рынке от этого снизился, поскольку разработчики, много лет создающие один продукт, не всегда имеют возможность обращать внимание на другие отрасли и системы.

В свою очередь, системный интегратор выступает для заказчиков как доверенный центр компетенций. Специалисты участвуют в самых разных проектах и имеют гораздо большую насмотренность в отношении бизнес-процессов, сценариев применения систем и конкретных кейсов.

Во-вторых, в 2022 году многократно усилилось влияние на рынок импортозамещения. Для многих интеграторов массовый уход из страны иностранных вендоров стал сильным ударом — ведь некоторые были моновендорными или специализировались только на иностранных решениях.

Очень скоро выяснилось, что в России существует огромное количество отечественных разработчиков, с которыми важно выстроить надежные взаимоотношения, тщательно изучить их продукты и найти варианты применения. Этот период становления нового рынка может занять несколько лет, поскольку необходимо реализовать пилотные проекты и получить обратную связь от заказчиков о реальной эффективности этих продуктов. Преимущество получили те системные интеграторы, которые раньше других начали этот процесс и уже накопили проектный опыт.

Какие ключевые задачи стоят перед интеграторами в рамках импортозамещения? В чем особенность внедрения и поддержки отечественных решений?

Первая задача — постоянное повышение компетенций в продуктах российских разработчиков: обучение сотрудников, развертывание внутренних демо-стендов и т.д. Чтобы понять, как система работает, как с минимальными рисками мигрировать на нее с западного продукта, недостаточно пройти сертифицированный курс у вендора — нужно обязательно ее «потрогать руками». В идеале — проверить ее при рабочих нагрузках, на реальной инфраструктуре: найти заказчика, который согласится ее установить и протестировать. Но таких пилотных проектов сейчас ограниченное количество, и компании ждут появления успешных референсных кейсов. Поэтому приходится прикладывать большие усилия именно по созданию демо-стендов и прототипов готовых решений.

Вторая задача — налаживание продуктивной обратной связи с вендорами. Скорость разработки и вывода на рынок программных продуктов повышается, и нам в интересах заказчиков необходимо регулировать этот процесс: сообщать вендорам, какие доработки и какой функционал требуются в первую очередь, какие недостатки были обнаружены в текущих версиях систем при внедрении. Все стороны заинтересованы в том, чтобы рынок рос, а это возможно только благодаря повышению качества продуктов.

Третья задача интегратора — готовность к постоянным изменениям и быстрое реагирование на них. Рынок сегодня нестабильный: на одно популярное в прошлом западное решение приходится несколько российских аналогов. Все пытаются занять освободившиеся ниши — кто-то успешно, кто-то нет. Постепенно появляются действительно зрелые решения, отраслевые лидеры, но для стабилизации рынка потребуется еще много времени.

Как RAMAX Group чувствует себя в этой новой парадигме? Что вы предпринимаете для того, чтобы соответствовать актуальным запросам рынка?

ГК уже больше 30 лет, она преодолела различные волны изменений в индустрии. В частности, реализовали масштабные проекты на полностью импортозамещенном стеке для ряда крупных компаний.

Изначально наша ставка была на мультивендорность и кроссиндустриальность. Сегодня компания занимается внедрением и сопровождением почти всех классов систем, а также заказной разработкой. RAMAX Group сотрудничает с заказчиками из многих отраслей: исторически наиболее сильно представлены в транспортном секторе, но также имеем хороший проектный опыт в нефтегазе, металлургии, лесопереработке и других направлениях. Нюанс в том, что есть системы, например ERP, которые на предприятиях производственных и непроизводственных сфер не имеют кардинальных отличий и везде работают примерно одинаково. А есть специфические промышленные системы (АСУ ТП, MES и др.), которые существенно отличаются даже у заказчиков из одной отрасли. Все это нужно учитывать при внедрении.

Отдельная практика RAMAX Group сосредоточена на изучении передовых современных технологий — таких, как Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект, Process Mining и предиктивная аналитика и многих других. Спрос на применение этих технологий в автоматизации бизнес-процессов растет, но реальной практики на рынке еще достаточно мало. Нужно хорошо осознавать все особенности и риски, связанные с ними, чтобы заказчик получил эффективное и экономически целесообразное решение.

Какую пользу приносит активное участие государства в цифровой трансформации экономики, регулирование отрасли?

Безусловно, системным интеграторам и всем остальным игрокам ИТ-рынка государство оказывает очень серьезную помощь. Это могут быть различные меры финансовой поддержки, включая налоговые льготы, а также меры по развитию кадрового потенциала отрасли — ИТ-ипотека, отсрочка от срочной службы для ИТ-специалистов. Все это важные и правильные шаги.

С другой стороны, мы видим, что многие ИТ-специалисты по-прежнему предпочитают строить карьеру за рубежом. Регуляторам в тесном сотрудничестве с ИТ-компаниями необходимо продолжать систематическую работу по развитию и удержанию квалифицированных кадров — более точечную и эффективную.

Особенно это касается талантливых молодых специалистов, которых необходимо сопровождать и направлять в правильное русло еще со старших классов школы. RAMAX Group, как и многие крупные ИТ-компании, уже давно сотрудничает с вузами: помогаем методологически, организуем мероприятия, приглашаем студентов на стажировки. Государство может помочь делать это более эффективно: например, предусмотреть инструменты стимулирования специалистов, которые помимо своей основной работы занимаются с перспективными ребятами, разработать меры поддержки вузов, которые в координации с нами модернизируют образовательные программы. Сейчас на высшем уровне обсуждается вопрос о более широком привлечении ИТ-компаний к преподаванию в вузах востребованных дисциплин. Надеемся, что эта инициатива будет воплощена в жизнь.

Какие ключевые направления деятельности своей компании вы видите в ближайшем будущем?

Сейчас очень важно сохранить исторически сложившийся баланс между участниками рынка, так как появляется все больше новых продуктов. Крупные компании стремятся как можно быстрее оценить их потенциал или разработать собственные решения, так как использование зарубежных систем с каждым годом несет все более серьезные риски. В итоге заказчики тратят огромные средства на формирование внутренних ИТ-подразделений, часто обращаются напрямую к вендорам, сами начинают проводить сравнительный анализ и пытаться внедрять эти системы. Вендоры, в свою очередь, начинают заниматься проектной работой, тратя на это значительную часть своих ресурсов.

Интеграторам необходимо как можно быстрее восполнить недостающие компетенции в отношении новых систем, чтобы обеспечить удобную и логичную структуру рынка. В идеале вендор должен быть занят разработкой качественных продуктов — гибких и масштабируемых решений. Интегратор — на внедрении, кастомизации и сопровождении этих систем в ИТ-инфраструктуре заказчика. В таком случае коммерческие компании смогут избавиться от дорогостоящих непрофильных ресурсов и сосредоточиться на основной деятельности.

Поэтому сегодня главная цель системных интеграторов — формирование ИТ-комьюнити и выстраивание правильной структуры рынка. Для этого нужно работать со студентами и профессиональным сообществом, пополнять штат квалифицированными специалистами, взаимодействовать с вендорами для повышения качества их продуктов. И, конечно, постоянно пополнять базу знаний и расширять перечень успешно реализованных проектов, чтобы на практике доказывать заказчикам свою ценность.