Интерфакс 28 июня 2024

Как и зачем проводить мониторинг СМИ на регулярной основе

Для чего PR-отделу (и не только) нужен регулярный мониторинг СМИ и как его рационально организовать — рассказала Юлия Михайлова, директор «СКАН Интерфакс»

Юлия Михайлова
Директор системы оценки репутации «СКАН-Интерфакс»

В команде «Интерфакса» с 2010 г., работала журналистом в Службе финансово-экономической информации, руководит маркетингом и продажами цифровых и новостных решений Группы «Интерфакс»

Зачем нужен мониторинг СМИ

Поставив профессиональное сканирование инфополя на «поток», владельцы и руководители бизнеса, PR-менеджеры и маркетологи получают следующие возможности:

  • Отслеживать и анализировать активности конкурентов.

Конечно, не для того, чтобы перебегать им дорогу, а как раз наоборот — чтобы не пропускать перспективные новшества и интересные тренды на рынке. Постоянный мониторинг того, что делают конкуренты для привлечения и удержания клиентов, позволяет компании не только не отставать от них, но и где-то выйти вперед.

  • Четко видеть, какой образ бренда формируется в медиа.

Репутация — хрупкая материя, которую очень легко испортить как некачественной партией товара, так и неудачным рекламным слоганом. А по сути, любым просчетом, который окажется на просторах СМИ. Спасти ее не так просто, но можно, если своевременно отреагировать на негативное происшествие: принести публичные извинения, исправить ошибку и широко об этом рассказать или убедительно доказать, что порочащая информация недостоверна. Главное — сделать это быстро. И для решения этой задачи регулярный мониторинг медиаполя просто незаменим. 

  • Оценивать результаты рекламных кампаний.

Выстрелила или нет рекламная компания заметно, прежде всего, по продажам. Но если они не такие, как ожидалось, анализ реакции СМИ и самой аудитории, на которую та или иная реклама была нацелена, будет очень полезным. Так бизнес может посмотреть на свой продукт глазами потребителей, оценить его сильные и слабые стороны и понять, что пошло не так. Или, возможно, все пошло как раз так, и это тоже важно зафиксировать для разработки дальнейших рекламных стратегий. 

  • Анализировать эффективность работы PR-отдела или пресс-службы.

Результаты регулярного мониторинга СМИ, представленные в виде структурированного отчета, наглядно демонстрируют эффективность PR-работы в целом или отдельных кампаний и акций. Такая оценка необходима, чтобы разработать, адаптировать или скорректировать стратегию работы с репутацией и узнаваемостью бренда и повысить  доверие к компании и ее продуктам. 

Мониторинг СМИ как главный инструмент PR-специалиста

Посмотрим, какие именно задачи решает пиар-отдел с помощью мониторинга СМИ. 

  • Держит руку на пульсе новостной повестки

Многие новости могут серьезно повлиять на бизнес компании. Важно узнавать о важнейших событиях сразу, как только информация появится в инфополе.

  • Выявляет тренды

Следить за пиар-активностью других компаний — прямая обязанность PR-менеджера, ведь только так можно понять, куда движется рынок и отрасль, и вовремя адаптироваться к быстро меняющимся правилам игры. Например, в 2024 году среди PR-трендов можно отметить следующие::

  • создание бренд-медиа;
  • русификация названий;
  • использование инструментов ИИ;
  • работа с региональными СМИ.
  • Оценивает интерес СМИ к инфоповоду

После рассылки любого пресс-релиза важно отследить его результативность. Для этого существует пресс-клиппинг — сбор данных о том, кто и как опубликовал новость или ее часть в СМИ. И это тоже одна из функций мониторинга. Дело в том, что полноты картины, отражающей эффективность проделанной работы, PR-специалист проверяет не только те медиа, в которые он направил пресс-релиз, но и возможные перепечатки новости, их контекст и тональность. 

  • Собирает обратную связь от аудитории

Мониторинг СМИ — отличный инструмент для сбора обратной связи и быстрого «отлова» негативных мнений. Журналисты стремятся отражать в своих материалах мнение общества и часто охотно публикуют информацию от жалобщиков , которые хотят вынести на широкую публику негатив в отношении продукта и его производителя.

Можно ли делать мониторинг СМИ вручную

Да, но стоит отметить, что ручное сканирование медиаполя постепенно уходит в историю, уступая место сервисам автоматизации. Однако формально этот способ мониторинга считается более дешевым, поэтому часть компаний продолжают его использовать. 

При ручном мониторинге СМИ PR-специалисты один или даже несколько раз в день просматривают ленты новостных агентств, читают ведущие издания и соцсети профильных медиа, смотрят новостные каналы и ищут упоминания своей компании через поисковые запросы в  Google и Яндекс.

Если вы предпочитаете ручной мониторинг, советуем использовать сервис Google Trends, который умеет чертить график, демонстрирующий динамику количества запросов с упоминанием события, бренда или персоны. Однако учтите, что ни причины всплесков и падения интереса, ни окраску этих реакций — позитивная она или негативная — вы таким образом не узнаете. 

Еще один очевидный минус ручного мониторинга — отсутствие системности в той информации, которую вы получаете с его помощью. Кроме того, он однозначно не подходит для крупных компаний с большими PR-департаментами — для них число упоминаний может доходить до сотен и тысяч в день. А PR-менеджерам небольших бизнесов, которые нередко выполняют все функции пиар-отдела в одиночку, придется посвящать процессу мониторинга СМИ по несколько часов в день, а то и все рабочее время.

Цифровые системы мониторинга СМИ

Автоматизированные системы мониторинга СМИ способны обрабатывать огромные объемы данных в реальном времени. Это позволяет мгновенно получать актуальную информацию из множества источников. 

Такие платформы выполняют мониторинг нескольких десятков тысяч СМИ, включая радиостанции, телеканалы, журналы и газеты, платные и бесплатные ленты информагентств, сайты, блоги и телеграм-каналы. И вот уже вместо вместо нескольких часов ручного труда специалист за 15 минут получает данные из всех этих источников — именно те, которые соответствуют всем выбранным настройкам. 

Допустим, нас интересует PR-эффект от участия в ПМЭФ для компании «Автоваз». Для этого достаточно в любой системе мониторинга СМИ ввести запрос «Автоваз+ПМЭФ» и выбрать период. Через минуту мы видим наглядный график и узнаем, что самым заметным инфоповодом от лидера российского автопрома стала презентация новой LADA Iskra. 

Как и зачем проводить мониторинг СМИ на регулярной основе
Топ инфоповодов по запросу «ПМЭФ+Автоваз» за последний месяц в выдаче «СКАН Интерфакс»

Кроме того, популярные системы мониторинга СМИ, как правило, имеют функцию оповещения о новых публикациях в режиме реального времени, автоматически формируют аналитические отчеты по любым запросам и инфоповодам, а также позволяют прогнозировать репутационные риски, связанные с партнерами и контрагентами.

Мониторинг СМИ: ручной VS автоматизированный

Как мы уже отмечали, у ручного мониторинга СМИ нет никаких преимуществ перед автоматическим кроме формальной дешевизны. Но прежде чем отмахнуться от цифровых платформ привычным «нет бюджета», задумайтесь о реальных затратах. 

Во-первых, для ручного мониторинга так или иначе потребуется бюджет на платные подписки на ленты информагентств и доступ к архивам СМИ. 

Во-вторых, при ручном мониторинге всегда нужно иметь в виду человеческий фактор: если PR-менеджер в потоке рутины пропустит важное событие, критичную для отрасли новость или фактор риска, эта ошибка может дорого обойтись бизнесу. 

Наконец, ручной аудит требует огромного количества времени PR-специалистов, а каждый час их работы также стоит денег компании.

Автоматизированный мониторинг СМИ, безусловно, не отменяет ценность человеческой экспертизы, но ее интеграция  с современными технологиями позволяет максимально продуктивно использовать данные для принятия обоснованных решений и достижения поставленных целей.