Как и зачем проводить мониторинг СМИ на регулярной основе
Для чего PR-отделу (и не только) нужен регулярный мониторинг СМИ и как его рационально организовать — рассказала Юлия Михайлова, директор «СКАН Интерфакс»
В команде «Интерфакса» с 2010 г., работала журналистом в Службе финансово-экономической информации, руководит маркетингом и продажами цифровых и новостных решений Группы «Интерфакс»
Зачем нужен мониторинг СМИ
Поставив профессиональное сканирование инфополя на «поток», владельцы и руководители бизнеса, PR-менеджеры и маркетологи получают следующие возможности:
- Отслеживать и анализировать активности конкурентов.
Конечно, не для того, чтобы перебегать им дорогу, а как раз наоборот — чтобы не пропускать перспективные новшества и интересные тренды на рынке. Постоянный мониторинг того, что делают конкуренты для привлечения и удержания клиентов, позволяет компании не только не отставать от них, но и где-то выйти вперед.
- Четко видеть, какой образ бренда формируется в медиа.
Репутация — хрупкая материя, которую очень легко испортить как некачественной партией товара, так и неудачным рекламным слоганом. А по сути, любым просчетом, который окажется на просторах СМИ. Спасти ее не так просто, но можно, если своевременно отреагировать на негативное происшествие: принести публичные извинения, исправить ошибку и широко об этом рассказать или убедительно доказать, что порочащая информация недостоверна. Главное — сделать это быстро. И для решения этой задачи регулярный мониторинг медиаполя просто незаменим.
- Оценивать результаты рекламных кампаний.
Выстрелила или нет рекламная компания заметно, прежде всего, по продажам. Но если они не такие, как ожидалось, анализ реакции СМИ и самой аудитории, на которую та или иная реклама была нацелена, будет очень полезным. Так бизнес может посмотреть на свой продукт глазами потребителей, оценить его сильные и слабые стороны и понять, что пошло не так. Или, возможно, все пошло как раз так, и это тоже важно зафиксировать для разработки дальнейших рекламных стратегий.
- Анализировать эффективность работы PR-отдела или пресс-службы.
Результаты регулярного мониторинга СМИ, представленные в виде структурированного отчета, наглядно демонстрируют эффективность PR-работы в целом или отдельных кампаний и акций. Такая оценка необходима, чтобы разработать, адаптировать или скорректировать стратегию работы с репутацией и узнаваемостью бренда и повысить доверие к компании и ее продуктам.
Мониторинг СМИ как главный инструмент PR-специалиста
Посмотрим, какие именно задачи решает пиар-отдел с помощью мониторинга СМИ.
- Держит руку на пульсе новостной повестки
Многие новости могут серьезно повлиять на бизнес компании. Важно узнавать о важнейших событиях сразу, как только информация появится в инфополе.
- Выявляет тренды
Следить за пиар-активностью других компаний — прямая обязанность PR-менеджера, ведь только так можно понять, куда движется рынок и отрасль, и вовремя адаптироваться к быстро меняющимся правилам игры. Например, в 2024 году среди PR-трендов можно отметить следующие::
- создание бренд-медиа;
- русификация названий;
- использование инструментов ИИ;
- работа с региональными СМИ.
- Оценивает интерес СМИ к инфоповоду
После рассылки любого пресс-релиза важно отследить его результативность. Для этого существует пресс-клиппинг — сбор данных о том, кто и как опубликовал новость или ее часть в СМИ. И это тоже одна из функций мониторинга. Дело в том, что полноты картины, отражающей эффективность проделанной работы, PR-специалист проверяет не только те медиа, в которые он направил пресс-релиз, но и возможные перепечатки новости, их контекст и тональность.
- Собирает обратную связь от аудитории
Мониторинг СМИ — отличный инструмент для сбора обратной связи и быстрого «отлова» негативных мнений. Журналисты стремятся отражать в своих материалах мнение общества и часто охотно публикуют информацию от жалобщиков , которые хотят вынести на широкую публику негатив в отношении продукта и его производителя.
Можно ли делать мониторинг СМИ вручную
Да, но стоит отметить, что ручное сканирование медиаполя постепенно уходит в историю, уступая место сервисам автоматизации. Однако формально этот способ мониторинга считается более дешевым, поэтому часть компаний продолжают его использовать.
При ручном мониторинге СМИ PR-специалисты один или даже несколько раз в день просматривают ленты новостных агентств, читают ведущие издания и соцсети профильных медиа, смотрят новостные каналы и ищут упоминания своей компании через поисковые запросы в Google и Яндекс.
Если вы предпочитаете ручной мониторинг, советуем использовать сервис Google Trends, который умеет чертить график, демонстрирующий динамику количества запросов с упоминанием события, бренда или персоны. Однако учтите, что ни причины всплесков и падения интереса, ни окраску этих реакций — позитивная она или негативная — вы таким образом не узнаете.
Еще один очевидный минус ручного мониторинга — отсутствие системности в той информации, которую вы получаете с его помощью. Кроме того, он однозначно не подходит для крупных компаний с большими PR-департаментами — для них число упоминаний может доходить до сотен и тысяч в день. А PR-менеджерам небольших бизнесов, которые нередко выполняют все функции пиар-отдела в одиночку, придется посвящать процессу мониторинга СМИ по несколько часов в день, а то и все рабочее время.
Цифровые системы мониторинга СМИ
Автоматизированные системы мониторинга СМИ способны обрабатывать огромные объемы данных в реальном времени. Это позволяет мгновенно получать актуальную информацию из множества источников.
Такие платформы выполняют мониторинг нескольких десятков тысяч СМИ, включая радиостанции, телеканалы, журналы и газеты, платные и бесплатные ленты информагентств, сайты, блоги и телеграм-каналы. И вот уже вместо вместо нескольких часов ручного труда специалист за 15 минут получает данные из всех этих источников — именно те, которые соответствуют всем выбранным настройкам.
Допустим, нас интересует PR-эффект от участия в ПМЭФ для компании «Автоваз». Для этого достаточно в любой системе мониторинга СМИ ввести запрос «Автоваз+ПМЭФ» и выбрать период. Через минуту мы видим наглядный график и узнаем, что самым заметным инфоповодом от лидера российского автопрома стала презентация новой LADA Iskra.
Кроме того, популярные системы мониторинга СМИ, как правило, имеют функцию оповещения о новых публикациях в режиме реального времени, автоматически формируют аналитические отчеты по любым запросам и инфоповодам, а также позволяют прогнозировать репутационные риски, связанные с партнерами и контрагентами.
Мониторинг СМИ: ручной VS автоматизированный
Как мы уже отмечали, у ручного мониторинга СМИ нет никаких преимуществ перед автоматическим кроме формальной дешевизны. Но прежде чем отмахнуться от цифровых платформ привычным «нет бюджета», задумайтесь о реальных затратах.
Во-первых, для ручного мониторинга так или иначе потребуется бюджет на платные подписки на ленты информагентств и доступ к архивам СМИ.
Во-вторых, при ручном мониторинге всегда нужно иметь в виду человеческий фактор: если PR-менеджер в потоке рутины пропустит важное событие, критичную для отрасли новость или фактор риска, эта ошибка может дорого обойтись бизнесу.
Наконец, ручной аудит требует огромного количества времени PR-специалистов, а каждый час их работы также стоит денег компании.
Автоматизированный мониторинг СМИ, безусловно, не отменяет ценность человеческой экспертизы, но ее интеграция с современными технологиями позволяет максимально продуктивно использовать данные для принятия обоснованных решений и достижения поставленных целей.