Wanta Group с экспертами обсудили короткий метр
На Московской Международной Неделе Кино прошел Public Talk «Короткий метр: востребованность и перспективы», организованный KONIK Film Festival и Wanta Group
Своим видением того, как развивается короткий метр, какие проблемы наиболее актуальны для этой сферы кинематографа и как их решать, поделились эксперты отрасли: программный директор KONIK Film Festival Елена Галянина, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению CinePromo Елена Коржаева, продюсер, CEO компании ООО «Ливандия Энтертейнмент» Иван Лопатин, продюсер, генеральный директор PR-агентства INSIDE PROMOTION Татьяна Мищенко, шеф-редактор ИРИ Евгений Сосницкий, кинокритик, редактор отдела культуры газеты «Известия» Сергей Сычев. Модератором выступил управляющий партнер Wanta Group Егор Брус.
Разговор открыл Егор Брус, представив слайды свежего исследования Wanta Group о том, как зритель смотрит и воспринимает короткий метр. По данным исследования, 81% смотрели когда-либо короткометражки. Интересно, что среди молодежи уровень знакомства выше, а вот ниже он — в Москве, а также у людей 35+. Большинство смотрят короткий метр в онлайне (90%), только 20% имели опыт просмотра в оффлайне.
Ключевая площадка — Youtube (70%). В оффлайне — смотрят пополам в кинотеатрах и на кинофестивалях. Статистически значимо больше на фестивалях смотрят питерцы. А жители регионов в основном смотрят Youtube.
Елена Коржаева отметила, что действительно, короткий метр — это нишевая история, ходит на него свой, особенный зритель. Иван Лопатин оппонировал, что фильм «Майор Гром: Игра», который показывали перед дискуссией, также начинался с короткого метра: «С одной стороны, это нишевая, жанровая история, с другой стороны, в том числе и с точки зрения коммерческой перспективы, это может быть вполне самостоятельным произведением». Евгений Сосницкий сфокусировал внимание на вопросе с точки зрения авторского дебюта: «Лично я не встречал ни одного кинематографиста, который бы желал сосредоточиться исключительно на коротком метре. Для них это всегда ступень — чтобы перейти на другую стадию кинопроизводства. Поэтому мы в нашей организации очень серьезно относимся к короткому метру, — для нас это способ поиска талантов в индустрии, которая сейчас испытывает колоссальный кадровый голод».
Эксперты согласились, что на короткометражки можно смотреть с разных точек зрения: как на дебют (и часть портфолио) режиссера и авторов фильма, как на промо-материалы для полнометражного и иного кино и как на самостоятельное произведение искусства.
Далее Егор Брус показал еще цифры из исследования: как массовый зритель воспринимает короткий метр, какой у него имидж, какую длительность и количество серий аудитория считает оптимальной.
Самые сильные ассоциации с коротким метром — «авторское», «оригинальное», «актуальное» и «современное», при этом для женщин это часто что-то «атмосферное», а у мужчин противоречивое мнение: с одной стороны, «необычное» и «динамичное», с другой — «очень безыдейное» и «скучное». Подростки считают, что короткометражки «предсказуемы». Из отрицательного — зрители отмечают такие характеристики, как «непрофессиональное» и «проходное».
Спикеры поспорили о том, куда авторам направлять свои усилия, чтобы найти путь к зрителю: на онлайн-платформы или на фестивали. Елена Галянина в этой связи отметила важный момент, что «Есть целый телеканал в пакете Ростелекома — Shot TV. Это очень важно, так как с его помощью короткий метр легитимизируется в глазах и зрителей, и профессионалов. Ведь есть такое предубеждение, что короткий метр — это недокино. На мой взгляд, это неправда. Короткий метр сильно недооценен, но имеет огромный потенциал как законченная форма, как вид искусства. Мне нравится цитата, что короткий метр — это спящая красавица, которая вот-вот готова проснуться. Я считаю, что профессионалам отрасли надо выработать программу действий по приданию статусу этому виду искусства как самостоятельной и полноценной форме».
По проблеме продвижения взяла слово Татьяна Мищенко, чтобы выразить позицию со стороны бизнеса: «Короткометражки не воспринимаются как полноценное произведение, поэтому за них никто не готов платить большие деньги. Отсюда и проблемы качества, и как следствие зрительского интереса. С точки зрения бизнеса — это пробы пера и портфолио молодого автора. Никто не рассчитывает с него заработать денег».
Продвижение короткого метра стало важной и превалирующей темой дальнейшей дискуссии. Проблема финансирования в этом ключе не могла остаться незатронутой.
Евгений Сосницкий отметил, что ИРИ ждет молодых авторов, готов финансировать их проекты, до 3 млн рублей, более того, они очень лояльны именно к короткому метру, приглашают и поощряют всех желающих, кто хочет попробовать себя на этом поприще.
Елена Коржаева призвала заниматься продвижением «начиная с его производства, поэтому очень важны и гранты, и площадки, где можно доработать свой сценарий, получить фидбек от профессионалов. Мы публикуем всю эту информацию — все российские площадки плюс зарубежные, которые принимают работы из России — приглашаем обязательно знакомиться с ней, начиная проект».
Елена Галянина отметила как проблему, что в России не существует кинорынков короткого метра. С ней согласился Сергей Сычев и подчеркнул, что «Если мы говорим о серьезном отношении к короткому метру, надо думать на старте, за счет чего мы будем его продвигать. Чтобы зрителю подключиться к этому процессу, он сперва должен начать смотреть фильм. Почему он должен нажать на кнопку? Здесь, кроме инструментов, например, ютьюба, его рекомендаций (если мы не рассчитываем на них), мы можем рассчитывать на институт звезд. И такой симбиоз мы часто видим: на фестивали с удовольствием берут работы со звездой. Звезда, соглашаясь на работу в коротком метре, рассчитывает в дальнейшем сниматься у этого режиссера в полнометражном кино. Институт звезд, который в большом метре не играет роли, в случае с короткометражками выходит на первый план. И в случае с режиссерами, и в первую очередь с актерами».
Далее эксперты обсудили вопросы продвижения фильмов на зарубежных фестивальных площадках, необходимость создания качественных промо-материалов и подключения команды профессионалов, в частности, в области продвижения, важность выдерживания технических стандартов, главным образом, в сфере звука, правильного и заблаговременного бюджетирования и ряд других тем.
Дискуссия окончилась вопросами зрителей, которым были не чужды проблемы короткого метра — они пришли послушать экспертов с прицелом извлечь пользу для своей деятельности, своих проектов. Мы подробнее расскажем о содержании дискуссии и полезных для молодых авторах лайфхаках в последующих материалах.