Как снизить текучесть кадров с помощью системы оценки кандидатов
Удержание ценных кадров — одна из главных задач современного бизнеса. Расскажет об этом Сергей Ахметов, генеральный директор HRTech-компании «Поток»
Эксперт в формировании продуктовых и технических команд, инновационном развитии, а также в создании и в управлении HR-Tech продуктами и HRtech generalist
Высокий уровень увольнений не только приводит к финансовым потерям (включая затраты на поиск и обучение новых сотрудников), но и снижает производительность и моральный дух команды. Однако существует проверенный инструмент, который может значительно снизить текучесть персонала еще на старте — оценка компетенций сотрудников.
Почему нужно оценивать компетенции сотрудников, которые уже трудоустроены
Оценка сотрудников — это мощный HR-инструмент, способный серьезно повлиять на удержание персонала в компании. Зачастую организации воспринимают оценку как формальную необходимость, но ее истинный потенциал кроется в создании благоприятной среды для роста и развития каждого сотрудника.
McKinsey несколько лет назад ввел целый термин — «Великий исход», связанный с массовой текучестью высококвалифицированных специалистов из компании. Этот тренд начался еще в 2020-2021 годах, но продолжает набирать обороты, вызывая серьезные опасения у компаний по всему миру.
По данным McKinsey, более половины работников (56%) рассматривают возможность смены работы в течение ближайшего года. Почти 55% сотрудников не готовы рекомендовать свою компанию как место работы другим, а около 40% сотрудников не чувствуют вовлеченности в рабочий процесс.
Ситуация в России не является исключением. Рынок труда сталкивается с серьезным дисбалансом уже несколько лет подряд. По итогам опроса от HRTech–компании «Поток», среди компаний наблюдается «гонка зарплат» из-за неадекватных требований кандидатов.
Результаты исследования НИУ ВШЭ, подтверждают общую тревогу HR-индустрии, где более 70% российских компаний испытывают трудности с наймом персонала, 62% россиян недовольны своей текущей работой. Также 60% сотрудников чувствуют эмоциональную дистанцию от работы и испытывают усталость и 58% россиян готовы сменить работу в течение ближайшего года.
Почему оценка компетенций сотрудников — это не формальность?
HR-отделы используют разные методы оценки сотрудников — анкетирование, тесты, оценка 360, интервью, наблюдение за работой, анализ KPI и пр. Оценка компетенций помогает раскрыть потенциал каждого сотрудника. Она показывает, что люди умеют делать хорошо, а в чем им еще нужно подрасти.
Это не просто проверка знаний, а возможность увидеть, на что способен каждый человек в команде. Например, с помощью оценки 360 можно получить отзывы о сотруднике от его начальника, коллег и даже подчиненных. Это как смотреть на человека с разных сторон. Так становится ясно, где он силен, в чем ему нужна помощь и какие у него есть скрытые таланты. Зная эти данные, компания может правильно распределить обязанности между людьми и собрать команды, которые смогут добиться отличных результатов.
К тому же, когда люди видят, что компания заинтересована в их росте, они работают лучше и больше ценят свою работу. Сотрудники понимают, что их сильные стороны используют, а слабые не игнорируют — им помогают стать сильнее. Индивидуальный план развития показывает, что компания готова вкладывать силы и ресурсы в их будущее, и это очень мотивирует. Когда план развития строится на основе оценки, он становится целенаправленным, а не случайным. Сотрудники знают, как им развиваться, чтобы добиться своих целей, а компания получает специалистов, которые умеют работать и мотивированы на успех.
В итоге, если компания проводит оценку компетенций и помогает сотрудникам развиваться, то все в плюсе: сотрудники чувствуют себя нужными и растут, а компания получает сильную и преданную команду.
Как провести оценку персонала методом 360 градусов
Оценка персонала сильно трудозатратная задача. Чем больше сотрудников в компании, тем больше увеличивается нагрузка на HR-отдел. С развитием технологий оценка 360 стала еще более эффективной благодаря использованию цифровых систем. Эти системы автоматизируют процесс сбора и анализа данных, делая его быстрее, удобнее и точнее. А также позволяют сделать выводы — как бороться с текучестью.
У данного подхода есть ряд преимуществ:
1. Увеличение объективности и честности отзывов
Компания может использовать цифровую платформу, которая автоматически собирает отзывы от всех участников процесса оценки. Система гарантирует анонимность, что способствует более открытому обмену мнениями и помогает выявить реальные проблемы в команде.
2. Экономия времени и ресурсов
Системы может отправить опросы всем участникам оценки одновременно, собрать ответы и подготовить отчет. Руководителю остается только проанализировать результаты и обсудить их с сотрудником.
3. Анализ больших данных и прогнозирование
Благодаря анализу данных цифровой системы компания может выявить, что сотрудники, у которых низкие показатели по лидерским качествам, чаще всего уходят из компании. Это позволит HR-отделу разработать программу по развитию лидерских навыков для таких сотрудников.
Однако выстраивая цифровую систему оценки компетенций важно минимизировать риски. Избегайте предвзятости алгоритмов — регулярно проверяйте данные, на которых обучен алгоритм. Защищайте данные и информируйте сотрудников о том, как их данные будут использоваться. Обучайте и объясняйте как работать с системой сотруднику.
Ключ к решению удержания персонала в эпоху дефицита кадров — грамотная оценка компетенций сотрудников, а также выстроенная система данного процесса.