«Лайм-Займ» 12 августа 2024

Популярность Installment-займов продолжает расти

Эксперт МФК «Лайм-Займ» объясняет тенденцию ужесточением регуляторики, которая усиливает приток в МФО клиентов банковского качества, предпочитающих IL-займы

Олеся Киселева
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ»

Стратегия развития компании, декомпозиция стратегического плана на тактические задачи и операционный контроль бизнеса.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2023 года основной прирост прибыли микрофинансового сектора пришелся на компании с развитыми классическими Installment-займами (в общем объеме выдач — более 70% приходится на IL) и с диверсифицированной продуктовой линейкой. Кроме того, организации, специализирующиеся на высокомаржинальных продуктах (PDL-займах), также начали дополнять продуктовую линейку классическими Installment-займами. В 2024 году рост доли IL-займов в общем объеме выданных микрозаймов продолжается.

Эта тенденция — ожидаемое следствие смешения аудиторий банков и МФО, происходящего из-за ужесточения регуляторных условий со стороны Банка России. 

Постоянно сокращающиеся макропруденциальные лимиты приводят к тому, что банки вынуждены пересматривать скоринговую политику и, с одной стороны, в большей степени фокусироваться на повторных клиентах и все больше отказывать новым заемщикам, с другой — сокращать, а то и полностью прекращать выдачу заемных средств клиентам с высокой долговой нагрузкой. В результате клиенты, которые раньше активно кредитовались в банках, стали получать отказы и переходить в МФО для получения дополнительных средств. По внутренним данным МФК «Лайм-Займ», доля «банковских» клиентов среди новых заемщиков компании на протяжении нескольких лет держалась на уровне 5%, а в 2024 году стабильно находится на уровне 8%.

Installment-займы — это наиболее близкая альтернатива классических банковских продуктов. Клиент может взять сумму до 100 000 рублей практически на целый год, а затем возвращать ее по аналогии с кредитом — аннуитетными платежами по графику. Такой продукт пользуется большим спросом как раз со стороны «банковских» клиентов, а также повторных клиентов МФО, которые уже показали компаниям свою ответственность и платежеспособность и получают в персональном оффере IL-займы с более низкой процентной ставкой. Соответственно, компании, заинтересованные в качественной клиентской базе, стремятся внедрять и развивать Installments, из-за чего их популярность и продолжает расти.

Но есть и другой аспект этого тренда. Из-за все тех же регуляторных нововведений компании — особенно те, которые только начали вводить в продуктовую линейку IL-займы, — ищут возможности для сохранения экономической эффективности своих бизнес-моделей и предлагают клиентам среднесрочные займы, которые с точки зрения Банка России попадают под критерии Installment-займов, но подразумевают более маленькие суммы, которые клиенты берут на продолжительный срок (в районе 6 месяцев). Как следствие, хотя доля IL-займов растет, у многих компаний наблюдается значительное снижение среднего чека.