Облачные перспективы 2024: рост, инновации и стратегии FinOps
Число компаний, перешедших в облако, утроилось. В чем преимущество облачных решений и почему компаниям необходимо внедрять практику FinOps
Станислав Быков работает над развитием бизнеса в команде «Инферит Клаудмастер», которая помогает бизнесу управлять стоимостью облака.
В 2023 году рынок облачных технологий в России продемонстрировал заметный рост. Статистика последних месяцев показывает, что выручка крупнейших IaaS-провайдеров увеличилась на 50%, а SaaS-провайдеров — на 30%. При этом число компаний, перешедших на использование облачной инфраструктуры, утроилось. Драйверами бурного роста стали уход зарубежных вендоров и проблемы с поставками оборудования, увеличение объемов данных, требующих обработки для решения бизнес-задач, а также прогресс в сферах искусственного интеллекта, интернета вещей и нехватка компетенций внутри компаний для создания и поддержки собственной ИТ-инфраструктуры.
Главное преимущество облачных решений — это гибкость и возможность масштабирования ИТ-инфраструктуры «здесь и сейчас» в соответствии с потребностями бизнеса без необходимости инвестировать в собственное дорогостоящее «железо». Миграция в облако помогает снизить затраты на инфраструктуру, так как дает возможность использовать ресурсы по запросу и позволяет значительно экономить на содержании парка оборудования.
Кроме того, облачные провайдеры могут обеспечить более высокий уровень безопасности облачной среды, чем компании самостоятельно, за счет накопленных компетенций.
По мере увеличения объема и сложности облачных инфраструктур возрастает необходимость в эффективных инструментах управления ресурсами и затратами. Практика показывает, что треть затрат на облако компании считают неоправданными. FinOps — это методология и практика управления финансами в облачной среде для эффективного контроля и оптимизации расходов на облачные сервисы.
Станислав Быков, директор по развитию бизнеса компании «Инферит Клаудмастер», является одним из ведущих экспертов в области FinOps в России. В статье он рассказывает о том, как меняется рынок облаков, с какими задачами сталкиваются российские компании и какие решения предлагаются для оптимизации их работы.
Облако сегодня: инновации и рыночные тренды
В последние несколько лет мы наблюдаем существенный рост интереса к облачным решениям как в крупных, так и в средних и малых компаниях. По данным Gartner, в этом году мировой рынок вырастет на 20% по сравнению с 2022. Согласно новому исследованию, в числе 10 стратегических технологических трендов в 2024 году выделяют отраслевые облачные платформы. Расходы на облака в 2023 году достигнут 600 млрд долларов США, а в 2024 — 725 млрд.
Одним из драйверов роста рынка облаков является искусственный интеллект. Согласно исследованию MIT Technology Review, ИИ через три года охватит не менее трети бизнес-процессов. Компании активно используют решения на основе нейросетей, что требует значительных вычислительных ресурсов, алгоритмов для обучения, выполнения задач ML. Провайдеры предлагают клиентам платформы с обученными моделями, библиотеками ML, что упрощает процесс разработки ИИ-приложений.
В связи с высоким уровнем конкуренции провайдерам облачных сервисов необходимо инвестировать в развитие, в создание новых технологий и решений. Важно и «железо»: недавно Microsoft заявила, что вместо архивирования музыки и фильмов в рамках проекта Silica — речь идет о «стеклянной» памяти — сделает носители из кварцевого стекла «сердцем» центров хранения данных.
Один из самых ярких примеров успешного использования облачных технологий — компания Netflix. Бизнес начался в 1997 году с подписки на DVD с их высылкой на почту. Уловив тренд на цифровизацию, в 2007 году компания начала предлагать потоковое видео — сразу после того, как появился YouTube. В 2016 году компания закрыла свой последний собственный ЦОД и продолжает использовать облачные технологии для улучшения и расширения своих сервисов. Сейчас компания исследует новые горизонты, такие как стриминг игр «из облака».
Крупные банки активно внедряют облачные технологии для улучшения своих операционных процессов и повышения безопасности данных. В 2021 году J.P. Morgan Chase рассказал о переходе с собственной банковской системы на платформу Vault от компании Thought Machine, основанной бывшими руководителями Google. А Сбер и вовсе создал собственного провайдера Cloud, чтобы предоставлять облачные сервисы частным лицам и компаниям.
В числе российских кейсов миграции ИТ-инфраструктуры в облако можно отметить «Азбуку вкуса». Облако необходимо для размещения ключевых бизнес-приложений в на базе контейнеров.
Экономия в части затрат на ИТ-инфраструктуру составляет 20%, а производительность при этом повысилась на 25%. Если до миграции показатель time-to-market сервисов ритейлера составлял 2-5 дней, то после — сократился до нескольких часов.
Набирает популярность методология FinOps. Ожидается, что глобальный рынок Cloud FinOps вырастет с 832,2 млн долларов в 2023 году до 2,75 млрд долларов к 2028 году. Бизнес все чаще пользуется услугами нескольких провайдеров одновременно, а, значит, появляется потребность в решениях для мультиоблачной инфраструктуры.
Инсайты российского рынка облачных услуг в 2023 году
Локализация данных и миграция инфраструктуры остаются в числе главных трендов года, это мощные драйверы российского облачного рынка.
В 2022 году часть российских представительств глобальных и западных организаций отделились от головной компании, и перед ними встала необходимость построения собственной ИТ-инфраструктуры с нуля. Примером успешно выполненной задачи может служить кейс страхового брокера Remind, который в короткие сроки осуществил локализацию своих ИТ-сервисов в России, перейдя на облачную ИТ-инфраструктуру (IaaS).
Активное освоение облачных технологий отечественными предпринимателями подтверждается данными Банка «Точка», согласно которым в 2023 году использование услуг местных провайдеров увеличилось на 90%. Выручка российских IaaS-провайдеров выросла в полтора раза.
Облаками стали чаще пользоваться игроки из отраслей, которые ранее не входили в топ традиционных лидеров по потреблению ресурсов. Кроме ритейла, банков и ИТ вырос спрос со стороны ТЭК, страховых компаний, телекоммуникаций и связи и медицинских организаций.
Важной тенденцией стало появление новых поставщиков и вендоров. С одной стороны, у клиентов появился широкий выбор услуг — можно подобрать сервисы в зависимости от таких факторов, как стоимость и качество техподдержки. Но когда речь заходит о мультиоблачной инфраструктуре, возникают проблемы с управлением затратами и ресурсами. Перед компаниями встал выбор: использовать частное облако или публичные облака.
Применение новых технологий подстегивает компании к необходимости либо закупать более дорогое и мощное оборудование и постоянно обновлять парк, либо пользоваться услугами облачных провайдеров. В числе таких технологий — искусственный интеллект. В 2021 году за счет внедрения ИИ российская экономика получила дополнительные 300 млрд рублей. Уже на тот момент согласно исследованию Центра компетенций НТИ на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект» в стране работали около 400 компаний-разработчиков соответствующих решений. В 2022 году объем российского рынка ИИ оценили в 635 млрд рублей, тогда как в 2021 году он достигал 300 млрд рублей.
FinOps в центре внимания
Рынок облачных услуг в России продолжает демонстрировать стабильный рост на уровне 20-30% ежегодно. Переход на облачные платформы сопровождается проблемами, связанными с управлением и оптимизацией затрат на мультиоблачные ресурсы.
Почти половина (45%) компаний превышает заложенный на облако бюджет, а 28% затрат на него относят к неэффективным. Об этом говорят данные отчета Flexera 2023 года. В идеальном мире каждый сотрудник прочел, изучил и запомнил правила использования облачных сервисов в своей компании. В реальности, без соответствующих практик и инструментов, виртуальные машины, запущенные для кратковременных задач, могут оставаться включенными и растрачивать бюджет. Множественные провайдеры и мультиоблачные инфраструктуры усложняют задачу контроля расходов.
Решить эти проблемы можно внедрением методик FinOps. FinOps помогает сократить расходы на облачные сервисы, обеспечивает возможность роста и масштабирования бизнеса без неоправданного увеличения затрат. Мы видим растущий спрос к практике FinOps со стороны российских компаний. FinOps — неотъемлемая часть успешной облачной стратегии, она обеспечивает эффективную прозрачную коммуникацию стейкхолдеров — финансистов, руководителей проектов и разработчиков.