Right line 7 ноября 2024

Как отсутствие цифрового рубля может повлиять на клиентскую базу банков

С 1 июля 2025 года крупные банки должны будут обеспечить своим клиентам возможность открывать и пополнять счета цифрового рубля. Чем неподключение грозит банкам

Иван Белорыбкин
Коммерческий директор Right line

C 2017 года — коммерческий директор Right line, ведущей компании-разработчика программных решений в финансовой и банковской сферах. Эксперт в сфере IT и fintech

ЦБ РФ сообщил об изменениях, которые затронут компании с годовой выручкой свыше 30 млн рублей. Уже с 1 июля 2025 года такие организации будут обязаны принимать оплату в цифровых рублях. Те, у кого выручка более 20 миллионов рублей, — с 1 июля 2026 года, все другие — с 1 июля 2027 года. Это нововведение направлено на широкое распространение цифровой валюты.

Почему вообще это важно? 

Дело в том, что в России довольно высокий процент бизнеса, выручка которого составляет более 30 млн руб. в год. Это не только крупный и средний бизнес, но также малый и даже часть микропредприятий. И судя по новостям, для них внедрение Цифрового рубля станет критически важным. 

Представим ситуацию: если банк, в котором обслуживаются такие ТСП, не предложит возможность принимать оплату в Цифровых рублях, то его бизнес-клиенты будут вынуждены перейти к конкурентам, которые поддерживают эту функцию. 

Наша команда принимает участие в тестировании Цифрового рубля с самого старта пилота — с августа 2023 года. Около года мы общаемся с банками и помогаем им внедрять «ПЦР-Коннект» для подключения к платформе ЦР, обновлять системы для поддержки актуальной версии альбома электронных сообщений и проходить ТИВы. 

За это время мы столкнулись с разными кейсами внедрения ЦР. Если для рядового клиента банка все операции с Цифровым рублем выглядят довольно просто и выполняются в личном кабинете банковского приложения в один клик, то самим банкам, особенно маленьким, повезло меньше. Установка и обеспечение всех требований по поддержанию платформы может очень дорого обойтись при слабой подготовке.

Мы знаем, с какими трудностями сталкиваются банки и как сложно бывает настроить свои системы под требования ЦБ РФ и ИБ. Этот процесс занимает от трех месяцев (иногда больше), поэтому финансовым организациям стоит начать подключение к платформе ЦР уже сейчас, чтобы не потерять свои конкурентные преимущества и не столкнуться с оттоком клиентов. Интеграция цифрового рубля в банковскую систему — процесс сложный и требующий большого количества времени. Какие именно шаги банк выполняет для подключения к платформе ЦР Банка России, мы уже писали ранее.

Еще одна причина, по которой банкам стоит задуматься о подключении ЦР уже сейчас и не ждать лета, — это «маркетинговая» составляющая. Базы у многих банков стабильны и довольно плотно сформированы, а цифровой рубль — новая встряска рынка после запуска СБП, новая «киллер-фича», которая, во-первых, на данный момент доступна не всем конкурентам из-за своей технической и финансовой составляющей, а во-вторых, является мощным инструментом маркетинга и PR-стратегии (привлечение клиентов через доступность нового способа оплаты, начисление бонусов за подключение, экспертиза на рынке, конкурентное преимущество и т.д).