Святослав Вильде отмечает главные тренды на мобильность в логистике
Основатель «Биржи грузоперевозок ATI.SU» считает, что в сфере грузоперевозок создаются все больше удобных инструментов для участников логистической цепочки
Использование мобильных устройств для решения бизнес-задач в транспортной логистике практикуется уже более десятка лет. Например, на рынке уже долгое время популярны сервисы для получения и отслеживания заказов через приложение на смартфоне или планшете. Сейчас возможности портативных устройств выросли, а набор программных решений для них заметно расширился.
Тренд №1: мобильный электронный документооборот
Мобильные девайсы сильно упрощают работу с документами всем участникам перевозок. С их помощью можно не только отправлять и просматривать различные документы, но и пользоваться многими другими функциями электронного документооборота: в том числе — подписывать электронной подписью. Например, одним из популярных сценариев становится применение простой электронной подписи (ПЭП) с ее подтверждением через SMS. Благодаря такому подходу повышается юридическая значимость подписи, а реализовать его относительно просто.
Электронное оформление документов на перевозку становится главной тенденцией ушедшего года, которая так или иначе затрагивает все остальные логистические процессы. Наиболее значимым из них становится внедрение электронных транспортных накладных (ЭТрН) — аналога бумажной транспортной накладной, необходимой для осуществления любых автомобильных грузоперевозок по России. На сегодняшний день наряду с другими перевозочными документами ЭТрН входит в утвержденный Минтрансом перечень транспортных документов, рекомендуемых к использованию в электронном формате. Многие компании заинтересованы в том, чтобы протестировать этот сервис как можно раньше, не дожидаясь момента, когда обмен ЭТрН станет обязательным.
В 2023 году сформирован реестр операторов ЭДО, допущенных к отправке ЭТрН в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Соответствующая функциональность появляется в логистических системах и сервисах, в том числе — в мобильных приложениях. Например, в одном из мобильных приложений «Биржи грузоперевозок ATI.SU» «АТИ Грузы и Транспорт» логист может просмотреть отправленные ему на проверку документы, подтвердить или отклонить их, сопроводить комментарием. В другом — «АТИ Водитель» уже сейчас доступна работа с документами по перевозке: водитель может прикреплять, просматривать и пересылать логисту документы по заказам на перевозку. Эти же операции скоро станут доступны в приложении и с ЭТрН.
Если раньше водитель тратил время на получение бумажной накладной, собирал сопроводительные документы на точке погрузки, искал всех ответственных для проставления печатей и проверку правильности заполнения, то в случае ЭТрН этим занимается логист, в то время как водитель заботится о сохранности груза и сроках его доставки. Вместо проверки и заполнения трех-четырех экземпляров бумажной накладкой логисту достаточно проверить один электронный. Водителю остается лишь подтвердить данные ЭТрН в приложении или предложить правки к документу, используя ПЭП.
Электронный документ нельзя испортить и потерять, заказчик получит его быстрее, что поможет получить оплату в срок. Кроме того, по требованию ГИБДД водитель может предъявить электронную транспортную накладную прямо с мобильного устройства, либо показать QR-код, по которому инспектор откроет ЭТрН в своей программе.
Тренд №2: мобильность на всех этапах логистической цепочки
Чаще всего разработчики логистических систем в первую очередь стараются обеспечить мобильность для водителей (распределение заказов) и грузоотправителей (прием заказов). Однако в последнее время в мобильных приложениях стало появляться гораздо больше удобных инструментов по управлению заказами, предназначенных для логистов.
Например, благодаря мобильному приложению логист имеет возможность подобрать груз, оформить на него заказ даже вне офиса, либо подать заявку на участие в электронных торгах. Это напрямую влияет на скорость и качество работы специалиста.
По нашей статистике, наиболее популярными дистанционными инструментами у логистов являются:
- размещение и редактирование заявок,
- поиск груза,
- поиск и проверка партнеров,
- возможность забронировать груз быстрее конкурентов,
- изучение рынка цен.
Тренд №3: электронная запись на склад
Об электронной регистрации, которую можно оформить удаленно, чаще всего говорят применительно к записи на прием к врачу. Теперь похожая функциональность появилась и у участников грузоперевозки. Представьте, что водитель приезжает за товаром на склад и ему не приходится выстаивать в очереди и выяснять, к какому погрузочному доку подъезжать: место для него уже забронировано и заранее известно.
Это позволяет сделать, например, сервис ATI.SU «Временные окна», который доступен в мобильном приложении. Он предназначен и для водителей, которые могут удаленно забронировать временной слот и приехать на склад к конкретному времени, и для самих владельцев складских объектов, также стремящихся к эффективной организации бизнес-процессов.
Добавим, что для логистики характерен еще один подобный сценарий: электронная очередь на пограничных постах, доступная через мобильное приложение. Она так же способствует более эффективным и упорядоченным грузоперевозкам.