Развитие сотрудников можно передать искусственному интеллекту
Как использовать ИИ для высвобождения, обучения и повышения продуктивности персонала. Расскажет Сергей Ахметов, генеральный директор HRTech-компании «Поток»
Эксперт в формировании продуктовых и технических команд, инновационном развитии, а также в создании и в управлении HR-Tech продуктами и HRtech generalist
В России нет людей с необходимыми навыками
В условиях растущего кадрового дефицита искусственный интеллект становится незаменимым инструментом развития экономики.
По данным исследования РАН, в России не хватает около 4,8 млн специалистов. Об этом говорят руководители промышленного сектора, финансов, образования, медицины. В исследовании консалтинговой компании RosExpert отмечен низкий уровень квалификации кандидатов, на это указали 25% HR-служб.
Ключевыми проблемами называют:
- базовую систему вузов, которая отстает от практических задач и быстрого развития новых технологий;
- несоответствие обучения в колледжах потребностям бизнеса;
- нехватку практического опыта и навыков, затрудняющих вхождение в профессию;
- трудности с обучением имеющегося кадрового состава.
Как на это реагируют компании и сотрудники? Крупные игроки выбирают лучших из тех, что есть на рынке или переманивают профессионалов, предлагая более высокую зарплату. Компании помельче ищут молодых специалистов, пытаются обучать на местах и дотягивать до требуемого уровня.
Но даже хорошо обученные, способные и талантливые работники должны постоянно развиваться. Конкуренты наступают на пятки, спасает только непрерывное обучение. Между тем статистика отражает тревожные тенденции по текучести кадров. По результатам опроса сервиса «Авито Работа» 35% работающих намерены сменить работу в текущем году. Опрос РШУ и ИЦ «Зарплата.ру» показал причины частых увольнений. Среди них — отсутствие профессионального роста (41%) и перспектив карьеры (34%.)
Планируя карьерный рост, 49% сотрудников считают, что компании должны оплачивать обучение, 20% предпочитают менторов и наставников, 18% хотят обучаться на внутренних тренингах. А те, кто не хочет быть руководителем, выбирают горизонтальное развитие: смену профессии или должности внутри организации.
Интеллектуальные системы — определят чему учиться и как
Для решения проблемы нужны продуманные системы обучения и переобучения с использованием цифровых сервисов, в которых большую часть задач выполняет искусственный интеллект.
Например, платформы обучения доступны и достаточно гибки, в них легко актуализируется контент. Разнообразие курсов дает сотрудникам возможность выбора под себя: карьерный рост или горизонтальное переобучение. Цифровые сервисы отслеживают прогресс сотрудников, предоставляют обратную связь. А игровые элементы и мотивация, встроенные в платформы, помогают сотрудникам сохранять интерес к процессу. В результате эффективность обучения выше, а время экономят все.
К каким ключевым элементам развития персонала подключается ИИ:
- оценка потребностей: анкетирование, тесты, опросы;
- планирование с конкретными задачами для группы сотрудников или составление индивидуального плана (ИПР);
- подготовка обучающих программ, менторства, тренингов, решения практических задач бизнеса;
- поддержка с помощью обратной связи;
- оценка продуктивности по итогам обучения, корректировка ИПР.
По оценкам Digital Learning, в 2024 году более 40% российских компаний используют нейросети для вебинаров, видеокурсов, разработки учебных программ, оценки персонала.
Анализ данных, проведенный «Поток», показал, что ручная обработка результатов опроса персонала (около 1000 сотрудников) HR-специалистами потребовала бы 630 человеко-часов и стоила бы 840 000 рублей. Внедрение искусственного интеллекта сократило затраты до 91 человеко-часа и 121 000 рублей, что в семь раз меньше по трудозатратам и времени. Срок обработки результатов уменьшился с трех-четырех месяцев до двух-трех недель.
В чем польза новых технологий для развития персонала
Экономия времени и ресурсов. ИИ обрабатывает огромные объемы данных и умеет создавать обучающие материалы, готовит визуальный контент, тесты по темам, опросы по компетенциям и вовлеченности и оценивает результаты. Например, в процессе оценки методом 360 алгоритм мгновенно определяет сильные стороны и зоны развития сотрудников, выявляет различия между самооценкой специалиста и восприятием его окружающими. А в опросах вовлеченности анализирует развернутые ответы, умеет определить их тематику и тональность и подсказывает, что делать с результатами.
Роль цифрового наставника. Чтобы сделать вхождение нового работника в компанию максимально комфортным и быстрым, используются чат-боты на базе генеративного ИИ. Новичок получает в телефон виртуального помощника по адаптации и может изучать структуру компании, знакомиться с ценностями и миссией, корпоративной культурой, получать оперативную обратную связь по всем возникающим вопросам.
Персонализация. ИИ помогает создавать персонализированные программы обучения, индивидуальные планы развития для повышения вовлеченности и роста мотивации. Эйчару не под силу создать ИПР для каждого специалиста, а ИИ делает это в онлайн-режиме , ускоряя процесс обучения и делая его более эффективным. Такая технология разгружает и HR-отделы, и самих сотрудников.
Карьерные перспективы. Алгоритм собирает данные, анализирует ответы руководителей, коллег, подчиненных, клиентов и создает детальный отчет по каждому члену команды, подсказывая, у кого есть хороший потенциал, лидерские качества и как их развивать. Для этого используются готовые матрицы компетенций и блоки подготовленных вопросов.
Рост лояльности персонала. Новые инструменты быстро оцениваются пользователями. Им нравится скорость в формировании программы обучения, разработке ИПР, устраивает быстрая корректировка, объективная оценка результатов и отсутствие предвзятости.
Резюме:
Искусственный интеллект, интегрируясь в обучение сотрудников, участвует в повышении эффективности команды, сохраняет специалистов и ускоряет поиск новых, обеспечивает индивидуальный подход к каждому, увеличивает мотивацию и удовлетворенность сотрудников. ИИ трансформирует обучение и превращает его в эффективный, увлекательный и персонализированный процесс.