Приклеить или прибить: как перестать спорить при обсуждении идей
Антон Елфимов о том, как перестать тратить время на бесконечные дискуссии и тестировать 10 гипотез роста в неделю
Выстраиваю growth-процессы в продуктовых командах. 300+ кейсов: Альфа-Банк, Билайн, Лаборатория Касперского, HeadHunter, eBay Russia и др.
Помните нашумевший ролик ComedyClub «Табличка», где высмеивается как на «очень важном совещании в очень крупной компании» лидеры юнитов решают приклеить или прибить табличку к двери директора? Эфир был 29.11.2019, но проблема актуальна до сих пор.
Когда я запускаю команды роста, вижу в корпорациях такую же ситуацию — долгие и бесплодные дискуссии при защите гипотез. После чего постоянно возникают проблемы:
- Бесконечные обсуждения порождают скрытые конфликты и не приводят гипотезы к продвижению вперед.
- Коллапс процесса: абстрактные «гипотезы» сложно приоритизировать и реализовать, т.к. непонятно, что конкретно надо делать, и невозможно оценить, поскольку неясно какие метрики нужно измерять.
- Отсутствие плана действий: даже после эксперимента часто не ясно, как действовать дальше, поскольку непонятно, что мы от этих идей ожидали.
Это происходит из-за того, что у команд есть куча гипотез, которые гипотезами по факту не являются. Это огромные, очень абстрактные идеи.
Чтобы избежать этих проблем, мы в командах разрабатываем навык формулировки гипотез по чек-листу из 9 пунктов.
Этот ключевой навык значительно ускоряет процесс тестирования гипотез:
1. Четкое описание, что конкретно вы хотите изменить в клиентском пути и на каком-то этапе воронки AAARRR оно находится.
Например, если речь идет об изменении заголовка на продуктовой странице, необходимо четко указать текущий заголовок и новый (этап привлечения).
Самая плохая гипотеза — это та, которая говорит «а давайте вообще изменим весь клиентский путь и посмотрим, что произойдет». Таких гипотез быть не должно, потому что превосходные результаты на всех этапах воронки могут быть подпорчены одним, после чего команды делают вывод что вся воронка не работает.
И вся проделанная работа и время, которое вы потратили, пойдут насмарку. Обидно? Ну ладно, двигаемся дальше.
2. Какое изменение поведения клиента вы ожидаете.
Ведь, если вы что-то измените в клиентском пути, то и поведение клиента должно измениться.
3. Ближайшие и ключевые метрики этапа, на котором вы делаете изменения.
Например, CR из страницы продукта в приложении в нажатие кнопки «Продолжить».
Это только первые 3 пункта чек-листа, и сегодня я вижу, что у команд уже здесь проблемы, поэтому сперва необходимо отточить эти навыки.
Как отточить эти навыки
По моему опыту, если вы оформите по 2-3 гипотезы на каждом из этапов воронки AAARRR, то у вас точно закрепиться навык четкой формулировки гипотез.
- Гипотеза станет конкретной и понятной для коллег и не вызовет вопросов при реализации и оценке результатов.
- Вы сможете, действительно, продать ее команде за 3 минуты вместе с ответами на вопросы.
- Побочный эффект — на каждом из этапов воронки у вас наконец-то появится аналитика для этих гипотез! Вы наконец поймете, какие у вас сейчас конверсии, и даже увидите, что они чаще всего вообще не меняются.
- У вас появится твердое понимание, что вообще происходит с клиентским путем.
- И у вас абсолютно точно появятся новые более качественные гипотезы, основанные на данных, чтобы оформить их по чек-листу.
Пример, как команды оформляют придуманные гипотезы по чек-листу на воркшопе: