Как акционеру снизить вовлеченность в операционное управление
Результаты исследования нескольких многопрофильных акционерных структур на предмет вовлеченности акционеров в операционное управление
67% владельцев многопрофильных бизнесов не могут полностью выйти из операционного управления и остаются довольно сильно вовлечены, даже при выделении структур для решения отдельных задач (личный или инвестиционный офис, управляющая компания). Лишь трети акционеров удается остановиться на среднем уровне вовлеченности. Такие данные выявило исследование «ЭКОПСИ», ведущей компании в области управленческого и HR-консалтинга в России и СНГ. В ходе исследования было изучено несколько многопрофильных акционерных структур на предмет вовлеченности акционеров в операционное управление.
Эксперты «ЭКОПСИ» выделили факторы, которые могут уменьшить степень вовлеченности собственника. Среди них — правильно настроенная структура управления, в том числе формат работы управляющей компании, а также выбор стиля менеджмента — ручное управление или регулярный менеджмент.
Наличие управляющей компании (УК), выделение личного и инвестиционного офиса не позволяют выйти из операционного управления, но на определенном этапе эти структуры становятся необходимы, чтобы акционер не утонул в сверхвысокой загрузке. Управляющая компания практически всегда создается в структуре многопрофильного бизнеса акционера (84%). При достижении бизнесом масштабов от 100 млрд рублей в год чаще всего происходит переход к многоуровневой структуре управления: выделяется УК верхнего уровня над управляющими компаниями отдельных бизнесов. Встречаются лишь единичные случаи, когда активы остаются в прямом подчинении акционера (8%), но тогда создаются дополнительные аудиторские структуры. Еще в 8% случаев управление строится через инвестиционный офис (см. схему 1).
Схема 1. Место управляющей компании в акционерных структурах с многопрофильным бизнесом.
Особое внимание исследование уделяет роли управляющих компаний в структуре многопрофильного бизнеса. Наиболее эффективными признаны модели, где управляющая компания выполняет стратегические функции, выступая в роли «Архитектора». Это позволяет акционеру сохранять стратегический контроль, но снижает вовлеченность в ежедневное управление (см. схему 2).
Схема 2. Роли управляющих компаний и их функционал.
По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что значимо повлиять на загрузку акционера может стиль управления:
- ручное управление (принятие большинства решений акционером) — используется в 42% компаний,
- регулярный менеджмент (регламенты и процедуры) — используется в 25% компаний.
Смешение этих двух стилей управления (назовем это «фиктивный менеджмент»), напротив, приводит к втягиванию акционера в операционное управление, но такой формат используется в 33% компаний. Во всех изучаемых компаниях с фиктивным менеджментом 100% акционеров сильно вовлечены в операционное управление. А вот среди компаний с выстроенным регулярным менеджментом сильно вовлеченные акционеры встречаются в 3 раза реже (33%).
«Желание акционеров найти баланс между необходимым и достаточным уровнем вовлеченности в активы и адекватностью нагрузки на себя реализуется в различных форматах, — комментирует старший партнер «ЭКОПСИ», руководитель блока «Стратегия и операционная эффективность» Михаил Балакшин. — Это вполне естественное стремление обеспечить стабильное операционное управление, сохранить темпы роста бизнеса и при этом не умереть на работе. Но мы видим, что некоторые решения ошибочны. Одной из серьезных ошибок является создание структуры управления, имитирующей регулярный менеджмент, но на деле основанной на ручном управлении. Такие структуры увеличивают операционные затраты и лишают акционера возможности качественного контроля. В исследовании предложены конкретные рекомендации для владельцев многопрофильных активов, которые помогут выстроить эффективную структуру управления и выбрать подходящий стиль менеджмента».
Полный отчет по итогам исследования.
Об исследовании
Эксперты «ЭКОПСИ» исследовали несколько крупных акционерных структур, которые имеют активы в нескольких отраслях или существенно различающихся бизнес-направлениях.
Вопросы, которые изучались в ходе исследования:
- Как правильно регулировать уровень вовлеченности акционера?
- Каков оптимальный уровень вовлеченности акционера в управление?
- На каком этапе имеет смысл выделять личный и инвестиционный офис?
- Когда нужна управляющая компания, и какую роль ей отвести?
- Что должно быть в фокусе личного внимания акционера, и как контролировать бизнес?
- Какие ошибки совершают акционеры при построении структуры управления многопрофильным бизнесом?
Паспорт исследования
Количество сотрудников компаний-респондентов, человек:
- 1001-2000 — 8,3%
- 2001-5000 — 33,3%
- 5001-10000 — 8,3%
- 10001-20000 — 8,3%
- Более 20000 — 41,6%
Число бизнесов в управлении акционера, шт:
- 2-3 бизнеса — 33%
- 4-7 бизнесов — 33%
- 8 и более — 33%
Выручка компаний респондентов, млрд руб.:
- 11-50 — 41,7%
- 51-100 — 16,7%
- 101-200 — 25,0%
- Более 200 — 16,7%
Топ-10 отраслей, в которых представлены компании акционеров: девелопмент, добыча полезных ископаемых, венчурный фонд, химия, машиностроение, ИТ, сельское хозяйство, банк, гостиничный бизнес, производство строительных материалов.