Гендиректор Wanta Group об итогах прошедшего года в компании и отрасли
В интервью Мария Щербаль, гендиректор Wanta Group — исследования в кино и спорте — рассказала об итогах прошедшего года в компании и отрасли
Преподаватель, кандидат социологических наук, фасилитатор, сертифицированный бизнес-тренер. Эксперт в конструировании эмоций и дизайне впечатлений. Ранее работала в Kantar TNS (Mediascope/ORO), ВЦИОМ.
Каким был для вас прошедший год? Был он лучше или хуже 2022-го?
Год, однозначно, был лучше 22-го — мы выросли в полтора раза, индустрия исследований и аналитики оживилась. В 22-ом году, когда крупные международные компании стали уходить с рынка, российский бизнес взял паузу — для того, чтобы скорректировать свои стратегии. На два, возможно, три месяца многие крупные исследования, которые уже шли, были поставлены на стоп. Мы были в ожидании: как дальше развернется ситуация. Поэтому, 2023 год был, конечно, гораздо активнее и динамичнее. Исследований стали заказывать гораздо больше, российские компании стали полноценными игроками индустрии, включились в рынок. Это видно и по смежному с нами рынку рекламы: сейчас, после ухода главных рекламодателей, в топе оказались новые российские компании. У нас в исследованиях очень похожая ситуация. Мы видим много новых клиентов, которые стали топовыми, — они много заказывают, раньше они заказывали гораздо меньше просто потому, что у них не было такой необходимости.
А каким был, по вашей оценке, год для рынка в целом?
В целом на рынке исследований нет активного роста. Мы являемся членом ОИРОМ, это ассоциация крупнейших российских исследовательских компаний, — в нее входят порядка 15-20 игроков, оборот которых составляет 80% рынка. Мы в их числе, и мы видим статистику по отрасли: яркой динамики за последние годы не наблюдается. Конкретно по 2023 году информации пока нет, только предварительные данные, но в целом, начиная с пандемии, роста на было.
Что бы вы отметили в качестве основного тренда? На что вы сделали ставку в бизнесе?
Мы видим, что много российских компаний начинают интересоваться построением, продвижением, усилением бренда, вопросами позиционирования. Я думаю, этот тренд будет усиливаться в 24-ом году, и мы рады этому. Это наша прямая экспертиза. Когда на рынке было много крупных западных компаний, в основном их бренды были известны потребителю и занимали рынок, а российские компании работали в этом отношении по остаточному принципу. Сейчас, когда западных брендов нет, это хорошее окно возможностей для того, чтобы занять свободные ниши. И когда все-таки случится так, что иностранцы вернутся, у нас будут крупные российские бренды, которые уже не отдадут свой рынок обратно, по крайней мере, в том же объеме. Сейчас основной тренд — на развитие экономики опыта, позиционирование бренда, на создание впечатлений для клиента — на все то, что раньше упускали из виду российские компании. Сегодня мы рады помочь им и предложить свои услуги. Планируем делать на этом акцент — развивать направление консалтинговых проектов, которых мы уже много реализовали в 2022-2023 годах: есть оцифрованные результаты наших рекомендаций, клиенты возвращаются к нам с повторными запросами — мы видим, что наш консалтинг работает. Конечно, нас это радует и мы хотим продолжать в этом направлении.
Сколько было реализовано проектов в прошедшем году? В каких сферах? Какой годовой оборот компании?
Реализовано 77 проектов. Из них 44% в сфере кино, 18% в сфере спорта. Ключевые: очень много протестировали контента и внесли свой вклад в качество отечественных фильмов и сериалов, развлекательных шоу. Тестировали на разных стадиях, включая синопсис и сценарий, давали рекомендации по доработке в соответствии с запросами зрителей и ценностями. Изучали портреты болельщиков различных видов спорта и искали способы привлечения их на стадионы, к просмотру контента. Много работали, изучая молодежь и поколение «Альфа», давали рекомендации по тому, как улучшить для них контент, как вовлечь их в ряды болельщиков. Годовой оборот составил более 93 млн. руб.
Звучит интересно. Можете назвать, пожалуйста, несколько конкретных примеров (проектов)?
Были интересные проекты, связанные с ростом рынка отечественного контента. С уходом голливудских мейджоров возросла потребность в российских фильмах, — пишется больше сценариев, надо тестировать больше сценарных заявок. Для нас это новый опыт — потому что раньше, в связи с тем, что в основной контент был голливудским, мы подключались к тестированию уже на финальных этапах. Тестировали рекламные кампании, промо-материалы. Сейчас мы начали работать на старте проекта: протестировали более десятка фильмов для большого экрана, как на этапе сценарной заявки, так и на этапе логлайна. Работали в плотной связке со сценарной группой, режиссером, с редакторской группой и давали рекомендации — какие лучше сделать сюжетные повороты, добавить сюжетные линии или дополнительного героя, как можно скорректировать жанр и так далее. В целях привести все эти аспекты в соответствии с запросами зрителей, которые тоже постоянно меняются. Очень надеемся, что благодаря этой работе на старте, качество контента будет больше соответствовать ожиданиям зрителей, и они останутся довольны. Это уже видно, в том числе по последним фильмам, которые стали победителями в новогодней битве.
Для спортивных клубов и Лиг по футболу и хоккею делали много проектов, связанных с изучением поколения «Альфа», — вырабатывали решения о том, как их привлечь к болению и спорту. Мы видим, что сейчас аудитория болельщиков стареет — в основном это взрослые мужчины 40+, те, кто в свое время был вовлечен в спорт родителями. Сейчас совсем другая история: дети идут в спорт в собственных интересах, родители уже не настолько влияют, поэтому нужны другие способы привлечения молодежи и продвижения спортивных клубов. Мы тестировали разные варианты, в том числе, например, эффективность видео-роликов, юмористических шоу, записей песен про хоккей и футбол. Благодаря этим проектам, очень много нового узнали про поколение «Альфа», о том, как они принимают решение, на что обращают внимание — это очень крутая и ценная экспертиза, она пригодится абсолютно любому бренду. Потому что это поколение — оно другое, у них другое мышление, другие модели поведения, они по-другому принимают решения о тратах. Все это в любом случае будет нам полезно в дальнейшем. Не только для спортивных проектов, но и для любых других. Мы очень рады, что была возможность накопить такую большую экспертизу в этом году.
Какой проект вы бы выделили как самый главный в ушедшем году и почему?
Самый главный проект — это, пожалуй, исследование для института генплана Москвы. Во-первых, оно охватывало очень широкую аудиторию: было опрошено более 7.000 человек в Центральном Федеральном округе, в каждом регионе, практически в каждом населенном пункте нам нужно было достучаться до людей, выяснить их мнение. Основной целью было — дать рекомендации, чтобы людям стало комфортнее жить, с точки зрения градостроительства и мест трудоустройства. Результатом был большой методологический отчет с новыми аналитическими разработками и выкладками. Мы познакомились с большим количеством экспертов на рынке, привлекли их к совместной работе, у нас расширилась аналитическая база. Это несомненный плюс. Это был масштабный комплексный проект, благодаря которому мы вышли на новый уровень — теперь эту накопленную экспертизу можем использовать для других наших клиентов. Для нашей команды произошло повышение квалификации. Люблю такие проекты, где мы растем.
Появились ли новые клиенты, можете их назвать?
Внуково, Аэрофлот, институт Генплана Москвы — это новые клиенты из сферы услуг, которые хотят улучшить клиентский опыт и смотрят в сторону экономики впечатлений, чтобы оказывать услуги на новом уровне и сделать из пребывания на их территории не просто товарно-денежный процесс, а впечатление, которое запомнится надолго. Т.к. услуги сейчас конкурируют именно эмоциональным послевкусием.
Какие ваши основные достижения в прошедшем году?
Одними из первых еще в конце 22 увидели смену парадигмы и смещение предпочтений зрителей в контенте в сторону доброго, семейного контента с ценностью человеческой личности и взаимопомощи. Это подтверждают миллиардные сборы и обилие успешных «сказок» в прокате. Чебурашка не был случайностью. В то время как патриотический и героический контент отошел на второй план.
Какие изменения вы прогнозируете на рынке в 2024 и как планируете с учетом этого работать?
Хотим усилить направление консалтинговых проектов, где мы под ключ внедряем изменения у клиента, для повышения эффективности. Прежде всего, конечно, в сфере производства контента. Для этого мы имеем хорошую базу: проводили обучение для владельцев кинотеатров, для сценаристов, выступали для продюсеров с рекомендациями о том, как меняются потребности зрителей в контенте, курировали работу кинозалов в новогодние каникулы. И каждый уикенд мониторим предпочтения зрителей по контенту и их состав.