JVO 16 января 2025

Дефицит кадров в e-commerce: кого не хватает и почему

Рынок труда в торговой сфере трансформируется, но профессионалов становится больше количественно, а не качественно

Максим Логинов
CEO и основатель комплексной платформы управления в e-com JVO

В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера

Сферы электронной коммерции и торговой логистики переживают резкий рост, сопровождающийся дефицитом квалифицированных кадров. Особенно остро не хватает прикладных специалистов в области современных технологий. 

Современные системы — аналитические платформы маркетплейсов, ERP-системы, технологии управления логистикой — требуют специалистов, способных не просто механически выполнять задачи, но и глубоко разбираться в процессах. 

Искусственный интеллект: помощник, но не замена

Инструменты на основе искусственного интеллекта — генерация текстов, изображений и обработка данных — ускоряют работу предпринимателей и снижают вероятность ошибок. Но они не способны полностью заменить профессионалов, помогающих адаптировать и применять новые технологии в реальных условиях.

Сегодня хороший менеджер в e-commerce — это в первую очередь аналитик. Однако специалистов с такими компетенциями критически мало. Все они самоучки, поскольку системного обучения в этой области почти нет.

Самые ценные кадры на сегодняшний день — это люди с практическим предпринимательским опытом. К сожалению, таких единицы. Сейчас образовательных учреждений, обучающих управлению сложными процессами в электронной коммерции, не существует. Предлагаемые на рынке курсы часто дают только поверхностные знания. В итоге в отрасль попадает множество сотрудников, которые не имеют практических навыков. 

Компании вынуждены обучать новичков уже в процессе работы, что требует значительных временных и финансовых затрат.

Какие специалисты востребованы сегодня

Массовый переход традиционной розницы в онлайн создает спрос на узкоспециализированные IT-кадры. Многие крупные игроки ритейла предпочитают сегодня не пользоваться сторонними сервисами, а развивать собственные технологические направления. Финансовые экосистемы тоже прирастают электронной розницей, а специфика e-com требует новых кадров. 

Особый акцент делается на обработке больших данных. Многие компании уже накопили огромные массивы информации, но не знают, как эффективно ими пользоваться. Это повышает спрос на аналитиков больших данных (data scientists) и специалистов по машинному обучению (ML-engineers).

В приоритете такие профессии, как:

  • программисты прикладных систем — айтишники, создающие IT-продукты для управления бизнесом; 
  • Data Scientists — специалисты, анализирующие данные и строящие модели для их использования; 
  • ML-engineers — эксперты в области машинного обучения и искусственного интеллекта; 
  • управляющие ИИ-проектами — менеджеры, способные координировать внедрение технологий в бизнесе.

Есть ли профессии будущего

Одним из главных вызовов сегодня становится подготовка специалистов, способных быстро встраиваться в новые процессы. Большинство компаний вынуждены совмещать управление текущими задачами с созданием внутреннего учебного центра для новых сотрудников. 

Кроме того, рынок труда сталкивается с нехваткой наставников. Даже при наличии внутреннего обучения часто не хватает опытных специалистов, способных методично и доступно передавать знания. Эта ситуация тормозит процесс интеграции молодых кадров в бизнес.

С дальнейшим развитием e-commerce будут появляться все больше ниш и специальностей, в которых будет расти потребность. Например, сегодня никого не удивляет существование таких профессий, как рилсмейкер или авитолог. Через несколько лет мы увидим аналогичные объявления для специалистов по новым инструментам.

Электронная коммерция — это динамичная среда, которая продолжит развиваться, создавая спрос на все более узкие и специфические профессии. Поэтому компаниям, чтобы не отставать от конкурентов, важно вовремя адаптироваться и инвестировать в развитие кадров.