ЭКОПСИ 28 июня 2024

Как IT-специалисты выбирают работодателя

Что нужно развивать внутри компании, чтобы привлекать хороших IT-специалистов, объясняет Артем Гринев, директор продуктов практики HR-Marketing ЭКОПСИ

Артем Гринев
Архитектор исследования IT-бренда работодателя

Более 7 лет занимается продвижением и развитием брендов работодателей в IT, автор самого масштабного ежегодного исследования IT-брендов работодателей России

В последние несколько лет на рынке труда есть дефицит IT-специалистов. Бизнес ищет способы, чтобы привлекать новых сотрудников, но не все понимают, как это делать действительно эффективно.

Чтобы нанимать хороших специалистов, важно развивать IT-бренд — это представления сотрудников о работодателе. Чем сильнее образ компании, тем проще ей закрывать IT-вакансии.

Консалтинговое агентство «ЭКОПСИ» каждый год опрашивает IT-сотрудников компаний. Анализ результатов опроса помогает понять, из чего складывается IT-бренд, какие работодатели привлекательны для специалистов, на что обращают внимание кандидаты при выборе нанимателя. В 2023 году в исследовании участвовало более 23 000 специалистов и 614 работодателей. Рассказываем о результатах.

Как изменились предпочтения IT-специалистов за год

Каждый год по итогам опроса ЭКОПСИ составляет таблицу с критериями, которые важны для кандидатов при выборе работодателя. В ней мы выделяем критерии низкой, средней и высокой значимости.

 

Как IT-специалисты выбирают работодателя
Чем важнее критерий, тем выше он в таблице

Первый столбец — самые важные критерии. Если специалист ассоциирует их с компанией-нанимателем — скорее всего, он обратит на нее внимание и с большой вероятностью откликнется на вакансию. Второй столбец раскрывает критерии средней значимости — они дополняют факторы из первой колонки, однако сами по себе не являются определяющими при выборе компании. Третий столбец — малозначимые критерии. Обычно они не влияют на мнение сотрудников о работодателе и не помогают сформировать IT-бренд.

По сравнению с 2022 годом в таблице поменялось не так много, особенно среди высоко значимых факторов. Уже четвертый год для айтишников самым важным является то, что создает компания: на первом месте находится критерий «Качество продуктов и услуг». Также значимы «человечность», то есть хорошие отношения в коллективе, ценности и культура компании.

Личностный рост поднялся на 7 позиций и попал в первую тройку критериев

Критерий «Возможности личностного роста» поднялся и вошел в топ-3 самых значимых. В отличие от расхожего представления о значимости вертикального роста, IT-специалистам важно расти горизонтально, то есть расширять свои компетенции. Если компания помогает специалистам прокачивать навыки и хард-скилы, кандидатам будет интереснее сотрудничать с ней.

Развитые возможности для роста означают, что у работодателя налажена система менторства и наставничества. Также расширять компетенции помогают мероприятия: воркшопы, вебинары и конференции. На них IT-специалист сможет обмениваться опытом с коллегами или работниками других компаний, разобраться в новых для себя темах или обсудить сложные вопросы. Компаниям, развивающим свой IT-бренд, стоит рассказывать в вакансиях о перспективах роста.

Зарплата поднялась на 5 позиций

Критерий «Заработная плата» попал на четвертое место рейтинга, хотя в прошлом году он был на девятом. Этот рост можно объяснить гонкой заработных плат, которая возобновилась в 2023 году. Из-за активной динамики этого фактора специалисты стали обращать на него больше внимания.

Во время исследования эксперты ЭКОПСИ также спросили IT-специалистов о том, какие у них зарплатные ожидания. Для специалистов, чей уровень оплаты находится в границах до 200 000 рублей, есть зависимость между уровнем оплаты и тем, будет ли сотрудник рекомендовать компанию. Чем выше зарплата, тем охотнее сотрудник будет рассказывать о компании другим.

Однако когда работник начинает получать больше этого уровня, зарплата как фактор становится менее значимой. Чтобы айтишник с высокой оплатой труда захотел рекомендовать работодателя, ему нужны и другие критерии, например корпоративная культура или личностный рост. Поэтому компания, которая развивает IT-бренд, то есть показывает качество продукта, предоставляет сотрудникам личностный рост, дает профессиональное окружение, может платить на 15% ниже рынка.

Как IT-специалисты выбирают работодателя
Когда уровень дохода IT-специалиста пересекает планку в 200 000, зарплата перестает быть значимым фактором при выборе работодателя

Критерий «Гибкий график» поднялся на 11 пунктов

Критерий «Гибкий график» — на 19-м месте рейтинга 2023 года. Он не попал в самые значимые факторы, однако поднялся на 11 строчек по сравнению с прошлым исследованием — достаточно резкое изменение.

Тренд на рост связан с тем, что пандемия коронавируса закончилась, поэтому работодатели начали привлекать людей к работе в офисе. Однако многие специалисты уже привыкли к удаленке и стараются искать компании, где есть гибридный формат, то есть можно ходить в офис реже.

Социальная ответственность не важна

Критерий «Социальная ответственность» с каждым годом становится для сотрудников все менее важным. В 2021 году этот критерий был в топе факторов. Затем его значимость стала падать: в 2022 году он был на 18-м месте, а в 2023 году упал до 31-го места, то есть перестал быть важным для айтишников вообще.

Социальная ответственность означает, что компания делает вклад в общество. Для этого работодатель проводит мероприятия в сфере экологии, благотворительности, образования. Например, благотворительные марафоны, субботники, поездки в приюты для бездомных животных или строительство школ в регионе. Цель компании с социальной ответственностью — не только заработать деньги, но и дать пользу обществу.

Резюме: что делать работодателю, который хочет привлекать сильных IT-специалистов

Компания привлечет крутых сотрудников, если у нее будет сильный IT-бренд. Его можно развивать, в том числе ориентируясь на таблицу с критериями выбора работодателя от ЭКОПСИ. Для этого нужно выполнить несколько шагов:

  1. Изучить топ-16 критериев из таблицы. Они не поменялись за 2023 год и, скорее всего, будут актуальны и дальше, поэтому можно ориентироваться на них.
  2. Из высоко значимых факторов выбрать 2–4, которые можно развивать. Важно ориентироваться на то, каким критериям соответствует сам работодатель. Например, если компания не занимается инновационными проектами, внедрить их быстро не получится.
  3. Выбранные критерии показывать кандидатам в вакансиях, на карьерном сайте и в корпоративной жизни. Важно не просто указать критерий, а описать, как он раскрывается в компании. Например, если в коллективе хорошие отношения, можно добавить фото коллег на карьерный сайт, привести примеры, когда сотрудники общаются не только по рабочим вопросам, но и проводят вместе свободное время — ездят на сплавы или организуют киноклуб.
  4. Факторы, которым компания не соответствует, но хотела бы, нужно прокачивать — например, постепенно менять стек технологий. А чтобы усилить критерий «Интерес руководства к мнению сотрудников», нужно понять, как мотивировать руководителей больше спрашивать у работников, как они оценивают процессы внутри компании.