Что ждет российский бизнес на индийском рынке

За период 2020-2023 год товарооборот между странами вырос в семь раз и составил $65 млрд, по прогнозам, к 2030 году он может вырасти до $100 млрд

Сергей Поляков
Заместитель генерального директора компании Holding-Finance Broker

Более 30 лет в международной логистике. В 2017 году возглавил представительство Holding-Finance Broker в Китае. В 2022 возглавил представительство Holding-Finance Broker в Индии.

Несмотря на западные санкции, экономические отношения России и Индии продолжают развиваться. За период 2020-2023 год товарооборот между странами вырос в семь раз и составил $65 млрд, по прогнозам, к 2030 году он может вырасти до $100 млрд. По итогам 2023 года Россия стала четвертым торговым партнером Индии, уступив США, Китаю, и ОАЭ. Для российского бизнеса эта страна — перспективное направление. В последние годы индийская экономика растет опережающими темпами. Здесь есть значительные трудовые ресурсы, большое количество контрактных производств, инфраструктура, быстро развивающаяся собственная промышленность, растущий потребительский спрос. Заместитель генерального директора Holding Finance Broker Сергей Поляков рассказал об особенностях сотрудничества России и Индии и о том, что ждет российских предпринимателей на этом направлении

Недавно компания Holding Finance Broker открыла представительство в Мумбаи, в Индии. Насколько это направление пользуется спросом у российского бизнеса?

Сейчас сотрудничество между странами только начинается. Все больше российских компаний выходит на индийский рынок, в том числе при поддержке Торгово-промышленной палаты, экспортных союзов. РФПИ и Национальное агентство по привлечению инвестиций Республики Индия (Invest India) заключили соглашение о поддержке российских компаний, выходящих на индийский рынок. На индийском рынке работают не только такие гиганты, как  «Росатом», «Роснефть», «Сбер». Здесь успешно ведут бизнес такие компании, как «Технониколь», «Световые технологии», «Синара», «Трансмашхолдинг», «Агроэко». Бизнес из Индии также активно выходит на российский рынок. В России работают фармацевтическая компания Dr. Reddy's Laboratories, производитель двусторонней полимерной пленки FLEX MIDDLE EAST FZE, индийская ТНК Tata Group и др. 

Создаются совместные предприятия, ориентированные как на внутренний рынок Индии, так и на экспортные направления. Например, в мае 2024 года «Куйбышевазот» начал производство полимер-композиционных материалов. Для этого была создана совместная компания, где доля российских инвесторов составила 80%. Свое производство в Индии открыл «Абрау Дюрсо» — крупнейший российский производитель игристых вин. 

Индия — одна из самых быстрорастущих экономик в мире. Страна заинтересована в привлечении иностранного капитала, правительство республики оказывает поддержку бизнесу через стимулирующие программы, помощь с взаиморасчетами.

Здесь самая высокая численность населения, причем молодых, трудоспособных людей. В стране дешевая рабочая сила. Также за последние годы выросло количество квалифицированных специалистов, автоматизируются производства. Это еще больше сокращает производственные затраты и делает экспорт из Индии выгодным. 

Интересно это направление и компаниям, которые ориентированы на ее внутренний рынок. Развитие промышленности, тенденция к переносу в производств из Китая в Индию способствуют росту благосостояния населения, его покупательской способности. Быстро растущему внутреннему рынку нужны потребительские товары широкой номенклатуры. По прогнозам, в 2025 году внутреннее потребление вырастет в три раза и составит $4 трлн. Демографическое преимущество — важный фактор для компаний, которые стремятся выходить на новые потребительские рынки. 

В перспективе Индия займет достойное место в товарообороте России. Насколько быстро это произойдет зависит от множества факторов: геополитических, финансовых, законодательных и т.д. 

Какие товары Россия поставляет в Индию, а какие закупает?  

Сейчас товарооборот с Индией неравномерный, Россия поставляет больше продукции, чем закупает. Однако, переориентация индийского производства с внутреннего рынка на внешний будет способствовать преодолению дисбаланса. За 2022-2023 годы общий объем экспорта Индии составил $776 млрд, из которых $450 млрд пришлись на промышленные товары. К 2025 году ожидается рост экспорта до $900 млрд, а к 2030 году — $1 трлн. 

В структуре российского экспорта в Индию традиционно преобладает сырье: лес, минералы, черные металлы, нефть, необработанные алмазы и т.д.. Продукция химической промышленности представлена удобрениями. Также ввозятся оборудование, электроника. Значительная доля приходится на продукцию ВПК и материалы для него, например, титан, авиационный алюминий. 

Из Индии в Россию поставляют товары народного потребления, продукцию легкой промышленности, лекарства, сельхозпродукцию (масложировые, зерновые культуры, кофе, чай, каучук, растительные джутовые породы). В перспективе можно ожидать, что в структуре импорта достойное место займут высокотехнологичные товары. 

Наиболее интересные направления: финтех, электронная коммерция, энергетика, горнодобывающая, металлургическая, химическая промышленность, машиностроение, фармацевтика, IT-отрасль, телекоммуникации. Индия перспективна для развития стартапов, в первую очередь, финтех, решения для крупного бизнеса, электронная коммерция.

В последние годы товарооборот с Индией быстро растет, в 2023 году он составил $65 млрд. Продолжится ли рост и что будет этому способствовать?

По оценкам нашей компании, в 2024-2025 году товарооборот вырастет еще в полтора-два раза.

Индийское правительство последовательно проводит политику по повышению инвестиционной привлекательности страны, привлечению иностранных компаний, прямых инвестиций. 

Были внесены изменения в налоговое, трудовое законодательство, определены сектора, для развития которых есть специальные политики, например, автомобилестроение, оборона, фармацевтика, электроника, созданы институциональные механизмы. В рамках реализации инициативы «Делай в Индии» внедрена система «одного окна» для согласования проектов. Иностранные компании получили возможность инвестировать в ВПК, строительство, авиаперевозки, железные дороги, страхование, розничную торговлю. Отдельные штаты также снижают налоги, проводят льготную промышленную политику, предлагают субсидии, упрощают бюрократические процедуры. 

С какими сложностями сталкивается российский бизнес в Индии?

Особенности ведения бизнеса есть в каждой стране, Индия не исключение. Индийский рынок отличается долгим входом, особенно в технологичные отрасли. Однако, это перспективное направление с огромным рынком, что окупает сложности при входе. При регистрации бизнеса компании сталкиваются с протекционизмом, бюрократией, нередко возникают сложности с оформлением документов. Для некоторых видов юрлиц нужен местный директор, в страну можно поставлять не все виды товаров. Есть и национальные особенности, связанные с кастовостью и клановостью индийского общества. 

Существуют нюансы во взаиморасчетах, связанные с неконвертируемостью рупии. Национальную валюту можно конвертировать только внутри страны, для крупных сумм нужно разрешение регулятора. Это осложняет использование национальных валют при оплате поставок. Взаиморасчеты проводятся только через определенные банки. Это индийские Canara Bank, Bank of Maharashtra и Uco Bank и российские «Петербургский Социальный Коммерческий банк», «Зенит», «Татсоцбанк», «Центрокредит», «Союз», «МТС-банк» и «Газпромбанк». В Индии работает собственная система мгновенных платежей UPI. Сейчас ведутся переговоры об ее интеграции с российской системой «Мир». 

Поэтому при выходе на индийский рынок лучше всего сразу обращаться за помощью к брокеру, чтобы упростить и ускорить процесс. Например, мы помогаем нашим клиентам в проведении взаиморасчетов, знаем безопасные способы оплаты, при которых средства дойдут по назначению. Сейчас основная часть поставок оплачивается в долларах, оставшаяся в дирхамах (национальной валюте ОАЭ). 

Какие транспортные пути используются в торговле с Индией? 

Рост товарооборота будет зависеть и от наличия удобных транспортных путей. Индия имеет выгодное географическое положение, включая доступ к важнейшим мировым рынкам, близость к странам Юго-Восточной Азии. Она занимает важное место в цепочках поставок. Правительство Индии инвестирует в развитие транспортных сетей, электроснабжения, цифровых коммуникаций. Была увеличена пропускная способность портов, аэропортов, железных дорог. В текущем финансовом году Индийские железные дороги перевезли 1 038 млн тонн грузов, что на 2,1% больше по сравнению с прошлым годом. По прогнозам, рост перевозок в 2025 году составит 3,3%. Железнодорожная сеть связывает штаты с портами, международными маршрутами. 

Международные грузоперевозки из Индии в Россию традиционно шли через Суэцкий канал с выгрузкой в Новороссийске или Санкт-Петербурге. Доставка по нему занимает в среднем около полутора месяцев.

Сейчас наиболее перспективный маршрут — международный транспортный коридор «Север-Юг». В среднем, доставка груза из Индии в Санкт-Петербург по МТК составляет 15 дней. Это мультимодальный коридор, который предполагает использование морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта. Он состоит из трех основных веток: западной, восточной, транскаспийской. 

Западная проходит по территории Индии, Ирана, Азербайджана, РФ. Она подходит для транспортировки грузов, разрешенных к перегрузу. Восточная ветка железнодорожная. Проходит из Индии по территории Ирана, Туркменистана, Казахстана, России. Ветка удобна для железнодорожных перевозок больших партий. На ней планируется модернизация ж/д путей, продление маршрутов по территории России. Транскаспийская ветка соединяет порты Индии, Ирана, и российские порты Астрахань, Оля, Махачкала. Используется для транспортировки балковых, навалочных, штучных грузов, нефтехимии, но нужно учитывать, что транзитное время может быть увеличено в связи с необходимостью перегрузов. 

Коридор «Север-Юг» пока еще не работает на 100% в плане пропускной способности, но он развивается. Например, большие перспективы есть у восточной ветки МТК, которая связывает ЕАЭС с Индией, Ираном, другими странами Персидского залива и Южной Азии. Одно из преимуществ этой ветки — развитая железнодорожная инфраструктура в Центральной Азии, которая выходит на ж/д сеть Ирана. Москва и Баку оказывают Ирану помощь в строительстве железных дорог. На транскаспийской ветке запланировано строительство новых терминалов. Эти меры увеличат пропускную способность МТК. Также сейчас решаются  вопросы, связанные с облегчением таможенного контроля транзитных грузов. 

Используются ли альтернативные маршруты грузоперевозок из Индии в Россию?

Морской путь Ченнаи — Владивосток. Его использование позволяет сократить доставку грузов до 24 дней. Сейчас по нему перевозят нефть, продовольствие, машины, металлы, текстиль. В его использовании тоже есть сложности: перегруженность Восточного полигона железной дороги, который уже стал узким местом любой логистики. Для решения этой проблемы РЖД проводит масштабную программу модернизации Восточного полигона. К 2025 году пропускная способность должна достичь 180 млн тонн, к 2030 — 210 млн тонн. Кроме повышения пропускной способности идет работа по увеличению предельно допустимой массы грузов. То есть проблема Восточного полигона также решается, и маршрут Ченнаи — Владивосток, скорее всего, будет развиваться.

Перспективы имеет использование Северного морского пути. Для России Севморпуть делает более доступными рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии. МТК «Север-Юг» по одной из веток также имеет выход на СМП. Преимущества развития Северного морского пути в том, что он полностью проходит через экономическую зону РФ, независим от геополитических факторов, решений других стран, здесь меньше рисков. Основная сложность развития Северного морского пути — необходимость обеспечивать круглогодичную навигацию. Для этого нужен ледокольный флот, который позволит поддерживать тарифы на приемлемом для бизнеса уровне, суда арктического класса. Здесь также идет активная работа, в том числе в рамках международного сотрудничества России с Индией, Китаем, ОАЭ. 

Что вы можете посоветовать бизнесу, который планирует выходить на индийский рынок?

Компаниям, которые еще не работали с Индией, советую в первую очередь оценить потенциал отрасли, так как от этого зависят особенности входа на индийский рынок, дальнейшее развитие бизнеса. Также стоит внимательно изучить нормативно-правовую базу по налоговому, таможенному, антидемпинговому законодательству.

Не стоит экономить на услугах брокера с релевантным опытом. На ведение бизнеса в Индии сильно влияет специфика местного рынка, без ее понимания очень сложно выйти на этот рынок. Хороший брокер поможет провести весь процесс от первого этапа до завершения сделки, избежать подводных камней и сэкономить средства.

Например, наша компания оказывает своим клиентам помощь на всех стадиях работы. Мы помогаем оценить потенциал отрасли, проверить не попадает ли товар под ограничения, получить специальные разрешения, пройти оценку качества продукции, оформить документы, провести взаиморасчеты. Это ускоряет работу, минимизирует риск, что возникнут сложности с оплатой, груз «застрянет» на таможне. 

Какие планы есть у Holding Finance Broker на развитие бизнеса в Индии?

Открытие офиса в Мумбаи стало частью стратегии компании по расширению международного присутствия. В ближайшей перспективе новый офис будет осуществлять 70% грузоперевозок в Россию и 30% из России. Через него реализуются поставки по Суэцкому каналу, по МТК «Север-Юг», перевозки между Россией, Индией, Ираном и соседними странами.