JVO 20 марта 2024

Как маркетплейсы меняют экономику страны

Ядро e-commerce — маркетплейсы, вокруг которых создаются новые бизнесы и развиваются существующие

Максим Логинов
CEO и основатель JVO

В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.

Что такое e-commerce? Это совокупность финансово-торговых транзакций в сети, которые составляют цепочку бизнес-процессов глобальной экономики. К электронной коммерции относятся любые покупки и продажи в интернете. Ядром онлайн торговли являются маркетплейсы. Не только Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и другие крупные игроки, которые у всех на слуху, но более сотни других площадок от B2C (business-to-client) до E2E (exchange-to-exchange).

Что говорят цифры? По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2023 году объем отечественного e-commerce по сравнению с 2022 годом увеличился на 27,5% и составил 6,4 трлн руб. В то же время, по информации Росстата онлайн-продажи в России значительно уступают офлайну: в 2023 году доля сделок в интернете составила всего 7,4%. Но это все равно рост, причем стабильный: в 2022 году этот показатель был на уровне 6%, а в 2014 — 0,7%.

Развитие e-commerce могло бы идти быстрее, если бы не влияние глобальных политических и экономических процессов. Однако никакие катаклизмы не в силах остановить активного роста электронной коммерции, ядром которой являются маркетплейсы.

На сегодня маркетплейсы — не только самый высококонкурентный бизнес, но и драйвер экономики страны. Вокруг них не только получают дополнительный стимул к развитию сопутствующие ниши — логистика, реклама, ИТ, финтех, но и формируются новые. Так, благодаря электронным площадкам, в стране появился целый ряд новых профессий — от менеджеров маркетплейсов до онлайн-предпринимателей. Примерно 1,2 млн россиян ведут свою деятельность в e-com и большая часть из них — индивидуальные предприниматели.

Тем, кому интернет-торговля мало интересна, открывают пункты выдачи заказов. В прошлом году наметился тренд на проникновение e-com вглубь России: количество заказов во всех городах-миллионниках увеличилось на 44%-96% в зависимости от региона. Маркетплейсы уже расширяют свою сеть присутствия даже в малых населенных пунктах. Например, количество ПВЗ Ozon в таких местах больше 12 тысяч. Учитывая, что оформление всех документов, согласование дальнейшей деятельности и решение возникающих в процессе вопросов происходит онлайн, а точку можно открывать по партнерской программе или по франшизе, ожидаем резкое увеличение количества предпринимателей в глубинке.

Скорость доставки до конечного потребителя в 2024 году — основное требование маркетплейсов к продавцам. До недавнего времени алгоритмы площадок отслеживали контент карточек товаров. Теперь 40% ранжирования селлера в поисковой выдаче зависит от логистики. 

Для сравнения: в прошлом году средний срок доставки заказов составлял 2-3 дня, что на 15% меньше по сравнению с 2022 годом. В этом году маркетплейсы будут еще больше сокращать время доставки — от одного дня до нескольких часов — через открытие новых ПЗВ, о чем мы уже сказали выше, сортировочных центров и складов в регионах, партнерства с логистическими компаниями, курьерскими службами и дарксторами — экспресс-складами, расположенными в жилых кварталах.

Сегодня дарксторы — не только «дочки» крупных FMCG-ретейлеров. Маркетплейсы и онлайн-магазины все чаще предпочитают работать с экспресс-складами из-за их более широкого присутствия в разных районах городов и бесшовной интеграции по складским остаткам и статусам по заказам. Площадки стимулируют интерес продавцов к экспресс-доставке за счет приоритезации карточек товаров в поисковой выдаче, и специальными дизайнерскими решениями, чтобы еще больше их выделить. 

Владельцами дарксторов чаще всего также становятся индивидуальные предприниматели, которые открывают вакансии сборщиков заказов, кладовщиков и курьеров. На рынке острый дефицит этих сотрудников в спокойные времена, а в пик покупательской активности — перед Новым годом, в плохую погоду — спрос возрастает кратно. Работодатели готовы платить x2, чтобы выполнить обязательства перед заказчиками. 

Благодаря экспансии электронной торговли в регионы страны, стали заметно развиваться логистика и коммерческая недвижимость. Маркетплейсы предпочитают не строить, а арендовать помещения. У логистов свои наблюдения: по итогам 2023 года объем грузоперевозок в сегменте маркетплейсов увеличился на 150%. Селлерам приходится адаптироваться к новым требованиям площадок, повышая процент локализации своих товаров на региональных складах. 

Вообще логистика — самый настоящий антиконкурентный инструмент e-commerce, который помогает поставщикам без лишних затрат занять первые позиции в топе выдачи: таким образом маркетплейсы поощряют продавцов с минимальными сроками доставки. Умные селлеры проводят аналитику региональных отгрузок своих прямых и косвенных конкурентов, поставляя товары на те склады, где их нет. По данным JVO (резидента фонда «Сколково»)  — сервиса расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах, только на этом предприниматели Wildberries с оборотом от 1 до 10 млн рублей в месяц могут увеличить свою выручку от 20% до 50%.