Как PR-технологии помогают создавать и масштабировать бренды
Как работает PR в России и за рубежом? Станет ли рабочей бизнес-модель, созданная на основе личного бренда? Может ли хороший PR быть бесплатным
Предприниматель, трекер и фаундер нескольких стартапов в сфере fintech, social tech. Основатель агентства зарубежной недвижимости LikeEstate
Историю будет правильно начать с того, как мне удалось открыть и развить собственное кафе, ставшее популярным у местных жителей и вошедшее во все локальные туристические путеводители!
Когда у меня родилась дочь, я решила переехать из Москвы в Звенигород. Это тихий и приятный городок к западу от столицы. Красивая природа, спокойствие и только одна значимая для меня в те дни проблема — совершенно негде было выпить вкусный кофе. Середина 2010-х годов. В моду как раз вошли местечки с дюжиной видов латте и кондитерские, ничем не уступающие французским.
Легкая тоска по таким местам могла бы таковой и остаться, если бы однажды я не увидела на центральной улице города очаровательный исторический особняк, в котором располагалось кафе. Кафе, скажем так, старого образца. И особняк, и локация были достойны большего. Вскоре кафе принадлежало нам с партнерами, и началась работа, конечно, с PR.
Еще до открытия нам удалось заинтересовать проектом множество пиарщиков и маркетологов из числа наших друзей. Разумеется, первые мозговые штурмы нужны были для выбора названия. Нам удалось выяснить, что в этом особняке еще до революции была аптека. Сам же Звенигород известен в том числе тем, что здесь проживал и работал врачом Антон Павлович Чехов. Сопоставив эти факты и проведя небольшое расследование, мы создали бренд под названием «Здесь был Чехов». Бренд, который, будучи офлайн кофейней, пережил ковид и продолжает работать сейчас!
Где же тут PR? Он начался именно с названия. Мы смогли попасть в туристические путеводители, о нас писали Forbes, московские и подмосковные издания. Более того, мы и сами поддерживали туристическую отрасль города, промотируя интересные места и даже иногда оплачивая экскурсоводов.
Во многом благодаря «культурному» названию у нас получилось собрать свой первый специальный сегмент целевой аудитории. В те годы, когда разговоры об удаленке только начинались, в нашей кофейне уже вовсю работали фрилансеры: архитекторы, дизайнеры, маркетологи. Разумеется, нас продолжали посещать и наши старые друзья, те, кто еще в самом начале принимал участие в разработке названия.
Вскоре последовала работа с другим сегментом ЦА — молодыми мамами с детьми, которых не всегда были рады принять в других кафе. Мы ввели «завтрак для мам», создали игровую зону, наняли людей, которые рады работать рядом с детьми. Слухи (то есть тот же PR) быстро распространялись, привлекая в «Здесь был Чехов» новых гостей. Конечно же, мы вкладывали много сил в продукт: качественный кофе, оригинальные кондитерские изделия, первые в регионе образцы веганской кухни. Но самый лучший продукт будет сложно продать, если о нем никто не знает. О нас же вскоре знали не только в Звенигороде, но и далеко за его пределами.
Сегодня, занимаясь другим бизнесом и живя в Барселоне, я не только тепло вспоминаю наше звенигородское кафе, но и испытываю глубокую благодарность за уроки, которые выучила в процессе создания. Вот главные:
- Вкладываться в легенду и название.
- Доверять своим близким и привлекать их.
- Выбирать наиболее активные сегменты целевой аудитории и работать с ними.
- Проводить коллаборации с другими локальными бизнесами.
- Верить в то, что создаешь, и не стесняться рассказывать об этом людям.
- Получать обратную связь и никогда не игнорировать ее.
- Максимально использовать нетворкинг.
Кстати, эти уроки, став универсальными принципами, легли в основу работы агентства LikePR и позволяют ему успешно реализовывать кейсы в самых разных областях.
Сегодня я занимаюсь новым бизнесом — международным агентством недвижимости, которое носит мое имя. Это может показаться совсем другой историей, историей про личный бренд. Но она стала бы невозможной, не получи я ранее уникальный и необходимый опыт.
Ведь личный бренд основан на том же доверии, на тех же личных связях, на нетворкинге, который развивается вплоть до полноценной реферальной программы. А также на том, что я искренне верю в то, что создаю. В то, что умные вложения в недвижимость способны подарить не только очень хороший доход, но и свободу, вплоть до возможности переезда в любую страну. Итак, качественный продукт, вера в его важность и хороший PR — вот три мощных кита, на которых основан успех бизнеса.