«Лайм-Займ» 11 января 2024

Зачем нужен маркет-мейкер для облигаций МФО: опыт МФК «Лайм-Займ»

Все выпуски облигаций компании сопровождает маркет-мейкер. Чем хорошо это решение, рассказал руководитель отдела по работе с инвесторами Павел Огнев

Павел Огнев
Директор департамента корпоративных финансов МФК «Лайм-Займ»

Высшее образование (факультет «Мировая экономика и право»). Опыт работы в финансовой сфере с 2005 года. Основные зоны ответственности — работа с инвесторами (IR) и привлечение внешнего фондирования

На сегодняшний день в обращении находится уже четыре выпуска облигаций МФК «Лайм-Займ», каждый из которых сопровождается маркет-мейкером. О том, какие преимущества дает данная опция и каковы дальнейшие планы компании по работе с маркет-мейкером, рассказал руководитель отдела по работе с инвесторами Павел Огнев.

— Почему МФК «Лайм-Займ» приняла решение воспользоваться услугами маркет-мейкера для размещения облигаций?

Практика привлечения услуг маркет-мейкера действительно не вполне характерна для эмитентов сегмента микрофинансов, т.к. смысл и необходимость данной опции не очевидны для большинства эмитентов. Ввиду ограниченной ликвидности в сегменте МФО и допуска к сделкам с бумагами МФО только квалифицированных инвесторов, многих розничных инвесторов отпугивает риск отсутствия спроса на вторичном рынке, т.е. невозможность продать свои бумаги по адекватной рыночной цене.

Сектор МФО все еще мало понятен для широкого круга инвесторов. Институциональных инвесторов, участвующих в размещениях МФО, буквально единицы. И даже их участие со стороны розничных инвесторов порой оценивается двояко: для одних это воспринимается как фактор доверия к эмитенту, для других — вызывает опасения из серии: «А что будет с ценой, если столь крупный держатель надумает избавиться от принадлежащих ему бумаг?». 

Привлечение маркет-мейкера может стать подспорьем в решении данного вопроса, ведь смысл маркет-мейкинга в общем его понимании — обеспечение ликвидности в «стакане» и сглаживание резких ценовых колебаний. На наш взгляд, данная услуга является весьма востребованной как для эмитентов, так и для инвесторов сегмента МФО. С точки зрения эмитента, наличие маркет-мейкера повышает интерес и дополнительный спрос на его бумаги, с точки зрения инвестора — повышается комфорт в отношении соответствующей бумаги за счет наличия гарантированного объема как спроса так и предложения.

Таким образом, когда мы принимали решение о привлечении маркет-мейкера по нашему первому выпуску, мы исходили из понимания собственной ответственности перед держателями бумаг и стремления в выстраивании с ними взаимовыгодных долгосрочных отношений. Для нас данный шаг не был экспромтом или краткосрочным экспериментом, это было взвешенное и осознанное решение.

— На какой срок заключается договор с маркет-мейкером? Почему?

Договор стандартно заключается на годовой период, но также подразумевается пролонгация, которой мы неизменно пользуемся. На текущий момент у нас заключен договор на привлечение маркет-мейкера — ИК «Иволга Капитал» — по всем нашим выпускам, находящимся в обращении (прим.: их на сегодняшний день четыре).

— На ваш взгляд, в чем преимущества обращения к маркет-мейкеру? Какой результат ваша компания увидела для себя? 

Результат мы видим в неизменном интересе и активном участии широкого круга инвесторов в наших эмиссиях, отличным подтверждением чего является успешное размещение в 2023 году двух новых выпусков облигаций объемом 800 и 500 млн рублей.

— Планируете ли снова привлечь маркет-мейкера? Для каких задач?

Наша позиция и наши цели, озвученные выше, остаются неизменными. Соответственно, мы продолжим текущую практику и будем поддерживать опцию маркет-мейкинга как по текущим, так и по будущим выпускам.