Как управлять творческой командой
Игорь Беляев, ведущий эксперт по переговорной и управленческой практике, партнер тренинговой компании SellWell о том, почему творцы нуждаются в строгой рамке
Партнер SellWell, тренер по переговорам и управлению. С 2004 года развивает команды ВТБ, Сбера, Росатома, Яндекса и других лидеров рынка.
Я управлял командой дизайнеров, сегодня наставляю команды ведущих креативных, рекламных, медиа, дизайн- и архитектурных агентств. В статье раскрою три самых важных подхода при работе с людьми в креативной сфере. Все они имеют научное обоснование.
Первый подход: ограничения и дисциплина
Практика и исследования показывают: чем больше выбора у сотрудников, тем ниже удовлетворенность и качество решений. То есть, чем больше вы даете возможностей выбирать рабочее место, формат пространства, оборудование (например, форма или размер монитора), тем сотрудник быстрее утомляется от принятия решений и чувствует неудовлетворенность. В книге Барри Шварца «Парадокс выбора» приводятся данные, что избыток опций приводит к выгоранию.
Для творческой команды ограничения и дисциплина работают как фильтр: они повышают концентрацию и качество принятых решений. Поэтому руководителю стоит заранее спроектировать удобную рабочую среду и задать понятный временной ритм. Важна предсказуемость, отсутствие широкого выбора.
Второй подход: подстраиваться под иную работу мозга
Американский профессор психологии Мэттью Либерман, ссылаясь в своих работах в том числе на исследование «The human brain is intrinsically organized into dynamic anticorrelated functional networks», показал то, что я искал годами как подтверждение собственных наблюдений. Чем сильнее человек сосредоточен на решении задачи (в нашем контексте креативной), тем у него ниже активность социального мышления. Его меньше интересуют коллеги и социальный фон, даже если они могли бы помочь.

Внутренне определенные антикоррелированные сети обработки информации в мозге. Положительные узлы значительно коррелируют с областями, отвечающими за фокусированное внимание и рабочую память (положительные к задаче области), и значительно антикоррелируют с областями, обычно деактивируемыми во время когнитивных задач, требующих внимания (отрицательные к задаче области). Отрицательные узлы значительно коррелируют с областями, не связанными с задачей, и значительно антикоррелируют с областями, связанными с задачей. ( Слева ) Латеральный и медиальный виды левого полушария. ( По центру ) Дорсальный вид. ( Справа ) Латеральный и медиальный виды правого полушария.
Отсюда следуют практические выводы:
- Бессмысленно требовать от людей, решающих креативные задачи, ярко отстаивать и защищать свои решения здесь и сейчас. У них прокачан другой участок когнитивной нагрузки. Нужен мягкий, бережный формат критики результатов.
- Чем больше хаоса в коммуникациях, тем быстрее творческие люди теряют концентрацию. Для таких команд стоит вводить культуру «безболтливости», устанавливать правила тишины во время работы, которая требует особой фокусировки. Например, я работал с дизайн-агентством с open space на более 40 рабочих мест — там стояла полнейшая тишина, слышны только клавиши и мышь.
- Люди, избегающие социальных контактов, уверены, что их хорошую работу руководитель заметит сам. Это стоит учитывать в сотрудничестве с творческими командами. Нужно оцифровывать результаты креативной работы: количество закрытых задач, NPS от клиентов, трудозатраты. Сегодня компании внедряют такие дашборды все чаще. Рекомендую подумать об этом особенно, если команда больше 15–20 человек.
Третий подход: поддержание вовлеченности
Исследования в нейробиологии показывают, что для креативности важна работа альфа-волн мозга. Например, есть работа «EEG alpha power and creative ideation».
Альфа-волны легко заглушить стрессом. Поэтому количество стрессовых ситуаций должно стремиться к нулю.
При этом парадоксальным образом поддерживают креативность новые вызовы и конкурсы. Творческих людей зажигают амбициозные задачи из серии «такого еще никто не делал». Но руководителю, выдавая такую задачу команде, важно поймать баланс — она должна быть и не сильно легкой, и не слишком нереалистичной.
Конкурсы же повышают вовлеченность, в том числе через гормональную ответную реакцию на соревновательность. Члены творческой команды всегда рады показать работы, которые не принял клиент. Так сказать, публично похвастать — «да, заказчик не выкупил, но в отделе еще никто такого уровня не делал».
Подведу итог. В работе с творческой командой снимайте с сотрудников лишний выбор, задавайте четкий ритм работе, устанавливайте правила коммуникации, давайте бережную обратную связь, ставьте амбициозные задачи. Так креативные команды растут быстрее и стабильнее.