Электронной коммерции нужны профессионалы: где их брать
Электронная коммерция становится драйвером во многих областях экономики, создавая целые новые отрасли, в которые требуются кадры
В 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.
В последнее время стали чаще звучать мнения, что занятость на электронных торговых площадках создает кадровый кризис в других отраслях. Подсчитано, что только на складах, в ПВЗ и курьерской доставке маркетплейсов задействованы по самым скромным подсчетам около 1,5 млн человек. Но острый дефицит квалифицированных специалистов есть и в самой электронной коммерции.
Всего 4 года назад, до ковида, продажи на маркетплейсах занимали ничтожные 1-2% рынка. У компаний был единственный сотрудник, который отвечал за продажи на всех маркетплейсах — менеджер по дистрибуции. Он связывался с менеджерами платформ, управлял отгрузками, копировал в каталог названия и картинки, описывал товары.
Позже, в силу пассивных ограничений, произошел бум в e-commerce. Доля продаж компаний на торговых платформах выросла до 80-90%, туда перетек весь рынок. Нужно было кардинально улучшать контент, предотвращать out-of-stock, заниматься массой других вещей. Кого ставить на эти направления? Конечно, менеджеров по продажам. То есть, тех людей, которые раньше занимались обзвонами, договаривались о контрактах и вообще не были связаны с интернет-торговлей. Они начали хаотично что-то делать, но стандартизировать этот хаос было невозможно.
Постепенно пришло понимание, что многие вещи нужно делать ежедневно и планомерно. Постоянно улучшать контент, следить за логистикой, работать с отзывами, динамически управлять ценами и акциями на маркетплейсах. Так в профильных отделах появились специальные дизайнеры, трейд-маркетологи, логисты, менеджеры по управлению репутацией, SEO-специалисты. Целые группы теперь занимаются не просто маркетплейсами, а конкретной специализацией на определенном маркетплейсе.
Произошли сильнейшие изменения всего рынка труда в торговой сфере, но профессионалов не прибавилось. Сервисы внутренней и внешней аналитики маркетплейсов, AI по генерации картинок и инфографики на маркетплейсах и прочие нововведения, не заменяют живых сотрудников, а лишь ускоряют их работу и оберегают от неизбежных ошибок. Хороший менеджер маркетплейсов теперь — в первую очередь аналитик.
И с такими спецами сейчас катастрофический кризис. Абсолютно все они самоучки. Самые ценные кадры — люди с практическим предпринимательским опытом, но их единицы. Нет такого института и такой науки, которые обучали бы сложным процессам электронной коммерции. Курсы не дают фундаментальных знаний, только теоретические навыки, без привязки к тому, как на практике работает e-commerce. Работодателям приходится учить новых сотрудников заново уже в процессе работы. А это отнимает серьезные ресурсы.