D&A Partners 20 января 2025

Крипторегулирование в 2025 году: что все упускают из вида

2025 год знаменует глобальные перемены в крипторегулировании

Юрий Брисов
Партнер Digital & Analogue Partners

Юрист международных блокчейн-проектов (ICOBOX, Hermitage, Midas Investment, Entangle, IOGINALITY). Индивидуальный рейтинг юристов Право 300 «Цифровая экономика», 2024. «Цифровой юрист года», 2020

В США после президентских выборов ожидается появление федеральных законов. Тем временем Европа вводит строгие рамки MiCA, что вызывает обеспокоенность компаний.

Но что еще важного можно упустить из вида? Об этом рассказывают партнеры D&A Partners Екатерина Смирнова и Юрий Брисов. 

ЕС: не одной MiCA единой

В скором времени на бизнес создаст давление и стремление ЕС усилить защиту цифровых потребителей через новый Закон о цифровой справедливости (Digital Fairness Act). Документ уже вынесен на обсуждение Европейской комиссии и может стать дополнительным «тестом на выживание» для цифровых компаний в Евросоюзе.

Среди других нововведений, влияющих на индустрию, можно выделить уже вступившие в силу Закон о цифровых рынках (DMA) и Закон о цифровых услугах (DSA), из-за которых многие технологические компании предпочли покинуть ЕС. 

Кроме того, принят и Закон об искусственном интеллекте (EU AI Act): он, как и GDPR, имеет экстерриториальное действие. Любая компания, предоставляющая услуги, связанные с AI, фактически обязана соблюдать новые нормы, даже если она зарегистрирована за пределами Евросоюза.

Великобритания: новый вид активов

В этом году может значительно измениться представление о криптоактивах. В общем праве принято делить имущество на две категории: «chose in possession» (вещи осязаемые, например, смартфон или автомобиль) и «chose in action» (право требования или имущественное право, например, ценные бумаги, дебиторская задолженность, интеллектуальная собственность). 

Ранее NFT (невзаимозаменяемые токены) рассматривались как разновидность материальных активов, хотя они в буквальном смысле нематериальны. Именно поэтому их и не считали ценными бумагами. Однако Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала расследование в отношении OpenSea, указывая, что NFT могут рассматриваться как ценные бумаги. 

В Великобритании уже представлен законопроект, предлагающий ввести третью категорию собственности — «digital thing» (цифровую вещь)  или «digital asset» (цифровой актив), которая выходит за рамки традиционного деления вещей на осязаемые и неосязаемые. Если инициатива будет принята, появится совершенно новый объект права, и это может стать одним из главных трендов в преобразовании гражданского оборота и юридической науки ближайших лет.