Евгений Гиркин: каждый выбирает свою зону ответственности
Насколько чувство ответственности членов команды, внимательного отношения к коллегам, порученным задачам помогает добиться высоких результатов
Серийный предприниматель, инвестор, ментор
Понятие ответственности у каждого свое, также, как и понятие сопричастности, надежности. Насколько это качество важно в компании для тех или иных сотрудников и можно ли из человека, не привыкшего брать на себя груз ответственности, сделать работника более обязательного и инициативного — давайте порассуждаем на основе имеющегося опыта.
Евгений, чувство ответственности — особенности сильной личности?
Скорее да, чем нет. К нам в компанию приходят люди большей частью уже ответственные, которые берут на себя инициативу, определенные обязательства. Я думаю, во многом это зависит от воспитания, от характера, той жизненной позиции, которую человек занимает. Для каких-то должностей — отсутствие ответственности, это нормально, для каких-то нет. Когда я принимал на работу исполнительного директора, я брал человека исключительно гиперответственного. И здесь по-другому никак, в противном случае — он будет постоянно меня дергать по разным вопросам, перекладывая ответственность.
А есть люди, которые по своей природе, по складу характера, жизненным позициям и принципам не готовы брать на себя ответственность. При этом они в рабочих процессах хорошие исполнители, так, что в данном случае есть как свои минусы, так и плюсы.
Таких людей переучить довольно тяжело, если это вообще целесообразно. Я просто для себя делаю выводы — на что можно рассчитывать в работе от такого сотрудника, а на что нет. Отталкиваясь от этого я и выстраиваю взаимодействие между членами команды, внутри компании. Хотя первоначально в голове была мысль — учить своих специалистов определенным качествам, такими, какими хотелось бы, чтобы они обладали. Но потом я понял, что эта тема не особо рабочая. Если человек сам не хочет брать на себя ответственность, отвечать за свои решения, действия, а где-то и поступки других, то, что ты ему не делай, практически ничего не поменяется. Хотя, некие коррективы внести можно, определив некую зону ответственности, включив ее в обязанности сотрудника.
Как определить — перед вами ответственный человек или нет?
При первом разговоре уже становится понятно — насколько собеседник готов к любому исходу проговариваемых действий, событий. Задавая ситуативные вопросы, по ответам можно определить — намерен ли он при необходимости взять на себя ответственность за принятие решений или нет. Например, готов ли он руководить в определенный период компанией (исполнительный директор), проявлять инициативу, развивать стратегически важные направления. Конечно, собеседование не всегда раскрывает человека, зачастую кандидаты, понимая, что хочет от них работодатель, подстраиваются под его «хотелки», а по факту могут не соответствовать ожиданиям. Но в ходе дальнейших встреч, общения, уже лучше понимаешь — насколько специалист соответствует заявленным параметрам, а также насколько он ответственный.
Что делать, если человек старается переложить ответственность на других, на вашем примере?
Эти моменты нужно отслеживать и, если они тебя не устраивают, сразу пресекать. К примеру, у меня был сотрудник, который периодически приходил ко мне и говорил: «У меня здесь не получается, что мне делать?». Ждал, пока я ему скажу, что нужно предпринять. То есть, он не брал инициативу в свои руки, не брал на себя ответственность. На что я ему как-то ответил, что я его взял как раз на эту должность с расчетом, что он будет сам принимать решения, а не спрашивать меня. Одно дело, когда ты в чем-то сомневаешься и приходишь за советом, а другое — когда ждешь предложений от руководства. Я ему дал понять, что, если он будет каждый раз перекладывать на меня ответственность, то станет лишним звеном, которое можно будет убрать и работать напрямую с людьми. После серьезного разговора подчиненный понял, что ответственность на меня перекинуть больше не получится, придется думать самому, лично отвечать за свои решения. Это помогло ему пересмотреть свое отношение к происходящему и полноценно включиться в работу.
Владелец компании должен показывать пример ответственного отношения к делу, к текущим задачам, насколько это важно?
Даже более того, это необходимо. Руководитель должен демонстрировать своим подчиненным правильное отношение к работе, своим обязанностям, текущим событиям, грамотно на них реагируя. Видя хороший пример со стороны руководства, готовность принимать смелые решения и добиваться отличных результатов, учатся у своего шефа сотрудники компании. В таком тандеме, при поддержке рациональной инициативы и желания браться за ответственные задачи, специалисты начинают смелее действовать в сложных ситуациях и набираться необходимого опыта. При возможности давайте своей команде свободу выбора, принятия решений — это нужно для того, чтобы сформировать у сотрудников в разных обстоятельствах и проектах навыки распределения ролей, зон ответственности.