Советы бизнесу: чего нельзя делать, если хотите дружить со СМИ
5 правил работы с журналистами от партнера, руководителя практики «Антикризисные коммуникации» группы PROGRESS Дмитрия Федюшина
Эксперт по антикризисным и стратегическим коммуникациям, цифровой репутации и трендам PR-рынка
Работа с журналистами — ключевая часть PR-стратегии любого бизнеса. Взаимодействие с прессой в краткосрочной перспективе может улучшить репутацию компании, а в долгосрочной — принести реальную коммерческую выгоду. Однако при неправильном подходе к работе с медиа можно не только потерять внимание журналистов, но и навредить имиджу. Пять типичных ошибок бизнеса в работе с медиа, которые могут привести к кризису и ухудшению отношений с прессой.
1. Игнорирование СМИ и молчание
Одной из самых распространенных ошибок является игнорирование журналистов, особенно в кризисных ситуациях. Молчание или отказ от комментариев может обострить проблему и создать иллюзию, что компания не готова к общению со СМИ, что, в свою очередь, подрывает доверие к ней. Этот подход особенно опасен в условиях ЧП, когда каждая задержка в подаче информации может привести к дезинформации.
Своевременные и адекватные ответы представителей бизнеса в кризисных ситуациях могут минимизировать негативное воздействие и даже улучшить восприятие бренда. В условиях работы, где каждая минута на счету, молчание и сокрытие информации не является стратегией, которая приводит к успеху.
2. Слишком частые и навязчивые пресс-релизы
Следующая ошибка — это чрезмерное количество пресс-релизов. Бизнес часто стремится держать СМИ в курсе всех своих новостей и запусков. Однако излишняя навязчивость может вызвать негативное восприятие со стороны медиа. Журналисты ключевых изданий получают в среднем около 100 пресс-релизов в неделю, большая часть из которых не соответствуют их профессиональным интересам и тематике и становятся причиной раздражения. В результате происходит иллюстрация к басне про мальчика и волка: когда вы направите пресс-релиз с по-настоящему интересной новостью, его попросту могут не открыть.
Чтобы избежать негативных последствий, необходимо тщательно продумывать каждый пресс-релиз с учетом специфики издания и интересов аудитории.
3. Ложь или манипуляция фактами
В условиях жесткой конкуренции компании могут начать манипулировать фактами или даже прибегать к откровенной лжи, пытаясь скрыть негативные данные. Однако ложь или манипуляция фактами — это краткосрочная стратегия, которая в итоге приведет к разрушению репутации компании. Как правило, журналисты быстро разоблачают фальсификации, и подобные действия становятся известны широкой аудитории, что делает восстановление репутации крайне сложным.
4. Отказ от работы с журналистами в удобной для них форме
Желание контролировать каждый аспект общения с журналистами может сыграть злую шутку. Отказ от предоставления информации в удобном для журналистов формате (например, принимаются запросы только по телефону или исключительно через официальный документ) делает процесс взаимодействия неудобным. Это может привести к разочарованию у журналистов и отказу от сотрудничества в будущем.
Компании, которые обеспечивают удобство для журналистов, получают больше положительных упоминаний. Гибкость в общении с прессой и учет нужд медиа помогает укрепить отношения и создать эффективные коммуникации.
5. Нерегулярная коммуникация со СМИ
Одной из главных ошибок является пренебрежение отношениями с журналистами в «спокойные» периоды. Важно понимать, что работа с прессой — это не только реакция на кризисы или редкие выходы на публику. Регулярное предоставление интересной и полезной информации помогает наращивать доверие и улучшать репутацию компании в долгосрочной перспективе. Превентивное создание информационных поводов и постоянный контакт с медиа позволяют создавать прочные связи с журналистами, что в итоге снижает риски во время кризисов.
Правильная работа со СМИ — не просто инструмент в кризисных ситуациях, но и стратегический актив, который при должном подходе может стать основой для успеха на рынке. Компании, которые регулярно поддерживают отношения с медиа, заранее подготавливают информационные поводы и умеют конструктивно реагировать на вызовы, укрепляют свою репутацию и повышают доверие аудитории.