5 типов мышления: различия в подходах продакта, бизнесмена и инвестора
Как определить свой тип бизнес-мышления, которое делает нас уникальными и помогает конкурировать с другими
Помогаю успешным бизнесам перезапустить стратегию, продуктовую линейку и систему управления, чтобы корпорация была быстрорастущей.
Тело человека на 80% состоит из воды, а сознание на 100% из информации.
То, как мы обрабатываем входящую информацию и формирует нашу картину мира, определяет наше мышление и делает нас уникальными, чтобы конкурировать с другими. Но что является ключевым в этой обработке?
Что, если ключевым фактором является, какой именно вопрос мы задаем всей входящей информации? Скорее всего, это сборник вопросов, но для упрощения остановимся на одном.
Например, одной из моих ключевых компетенцией является поиск ценностей в продуктах. Поэтому я во всем ищу ценность (в формате глагол+сущ+контекст, конечно же), чью и какую задачу может решать эта информация. Это моя сильная сторона, это мое мышление, на котором я зарабатываю, создаю бизнесы, собираю вокруг себя людей. Но это же и мое ограничение, потому что когда ценность найдена, надо создавать систему ее масштабирования, а вместо того, чтобы развивать ее, я озадачен, где бы мне еще найти новый продукт, который до сих пор без ценности.
Мой знакомый финансовый директор ко всей входящей информации задает вопрос: «а в чем тут изъян?». В любой информации он ищет несоответствие и почти всегда находит. Искать несоответствия — это выработанный годами навык, который сделал его крайне успешным. Но сейчас этот вопрос вышел за пределы его работы, и теперь, когда ему надо развиваться, идти дальше во всех возможных вариантах его судьбы, он находит изъян и поэтому стоит на месте.
Другой знакомый всегда задается вопросом: «где тут деньги». Он предприниматель. Есть режиссер, и он ищет во всем «неудобный вопрос к обществу», потрясающей глубины человек. Еще один задается вопросом «в чем ключевая цель и ключевое ограничение к этой цели», и да, он большой любитель теории ограничения. До чего же интересно в людях искать их суть, те очки, через которые они смотрят на этот мир.
Однако есть люди, которые не имеют никаких вопросов ко входящей информации, они просто складируют ее в своей голове. Обычно они прекрасные исполнители или хорошо запоминают стихи, любят историю как науку. Могут рассказать в деталях любое событие, обязательно имеют чужой пример на любую тему. Зачастую у них нет своих уникальных вопросов, которые суммируют полученную информацию, нет своего способа мышления, нет своих очков и, как следствие, нет своей картины мира.
Как определить свой уникальный и одновременно универсальный вопрос ко всей входящей информации?
Чтобы определить свой тип мышления, остановитесь и мысленно ответьте на вопрос:
С чего бы вы начали решение задачи выйти с существующим успешным бизнесом в страны MENA (регион Ближнего Востока и Северной Африки)?
Сразу скажу, что здесь нет правильного и неправильного ответа. Ниже я покажу разницу в ваших картинах мира. Расскажу, какие 5 типов бизнес-мышления бывают.
Придумали решение? Читайте ответ.
5 типов мышления
1. Самый частый тип мышления — экспертный
Вопросы, которые бы задавал себе эксперт, чтобы выйти с уже существующим бизнесом на новый рынок, были бы исключительно в его существующем экспертном поле.
Маркетолог бы искал каналы привлечения клиентов, проанализировал бы стоимость, лучшие практики, конкурентов в этих каналах. Продакт бы начал с локализации и перевода существующего сервиса на новые языки с общей мыслью «в общем, брать и начинать делать, а там выведет».
Один словом, экспертное мышление будет продолжать делать то, что уже сейчас делает на родном рынке с учетом наработанной экспертизы.
Напомню, что это не хорошо и не плохо, однако важно отметить, что в любой экспертизе есть предел развития, и в какой-то момент нужно выходить на следующий уровень, не экспертизы, а мышления.
2. Предпринимательский тип мышления
Каждый понимает этот тип мышления по-своему, и я лишь приведу свою интерпретацию, а затем покажу, чем он отличается от бизнес-мышления.
Есть такие люди, особенно они были востребованы в 90-е, которые постоянно ищут возможности большого заработка, их ключевой принцип был: «Создаем проблему, решаем проблему, живем на разницу». В основном это хорошие коммуникаторы с большим нетворком, что позволяет им находить, что и кому нужно и у кого это есть.
Предпринимательское мышление постоянно озадачено вопросом, где здесь разница потенциалов и как на этом можно заработать. Этот подход показал свою большую эффективность в 90-е, но сейчас он не работает, поскольку был хорош во времена экономики дефицита (когда товара меньше, чем потребителей), а сейчас времена экономики изобилия (когда товара больше, чем потребителей, соответственно).
Люди с таким доминирующим типом мышления фокусируются на людях. При выходе в новые регионы они будут искать людей и возможность, вызванную дефицитом, но скорее всего, дефицита чего-либо в Дубае просто нет.
Наверное, у каждого из вас есть друг, который когда-то был успешен, занимаясь перепродажей товаров из-за рубежа (машин, парфюмерии, запчастей). Но сейчас он едва сводит концы с концами, потому что на рынке очень много одинаковых товаров и желающих доставить их с минимальной маржой.
Не поменяв мышление, можно сколько угодно ездить на выставки в Китай в поисках нового уникального товара, но проблема останется в устаревшей бизнес-модели и мышлении. Что делать в этом случае? Читайте дальше.
3. Продуктовый тип мышления
Не путайте продуктовую экспертизу из предыдущего поста и продуктовое мышление. Первое включает в себя проведение интервью, сбор MVP и т. д. А продуктовое мышление заключается в способности видеть за этими интервью большую задачу общества, которая не решена, и проектировать в голове глобальный ответ как массово решить эту задачу с помощью относительно массового продукта.
Предпринимателям очень важно перейти от стремления получить выгоду здесь и сейчас к осознанию того, как эту выгоду масштабировать в отчуждаемые от самого предпринимателя продукт или бренд. Это сложно, потому что даже продактов на это сейчас не учат.
Продуктовое мышление — от массового клиента. Оно ищет, куда этот клиент хочет двигаться дальше, и создает решение, которое упрощает его развитие. Найти разницу потенциалов в обществе между теми евангелистами, кто уже достиг развития определенного уровня, и теми, кто еще нет, куда сложнее, чем найти дефицитный товар.
Однако у продуктового мышления есть ловушка — это постоянное стремление сделать продукт все лучше и лучше, все ради клиента, даже в ущерб бизнеса. Поэтому если вовремя не перейти на следующий уровень мышления, то добиться большого изменения в обществе не удастся. Получится классный продукт с очень лояльной, но маленькой аудиторией.
4. Бизнес-мышление
Тут вы каждый раз задаете вопрос ко всей входящей информации: что это за элемент системы и процесса, какую добавочную стоимость всей системе он создает, кто за это отвечает и какой KPI можно сюда прикрутить.
Бизнес-мышление — это мышление вокруг масштабирования системы, которая уже делает из рубля два рубля и основанно на цифрах, процессах и желательно обезличенных людях и клиентах.
При выходе в новый регион этот тип мышления ищет тех, кто уже решал точно такую же задачу, и из таких людей будет собирать топ-команду, ставить KPI, вливать деньги и удивляться, почему через год процесс работает идеально, а результата нет. Этот тип мышления хорош, когда из рубля точно создается два. Для новых рынком и продуктов часто это мышление оказывается вредным в самом начале пути.
Многие топ-менеджеры корпораций имеют именно этот тип мышления. Они прекрасно масштабируют любого монстра в своей голове, расписывая все на процессы, людей и KPI. Но у любой бизнес модели есть предел масштабирования, который массово застал топ-менеджеров в последние годы в корпорациях.
Нужны инновации, чтобы масштабироваться дальше. И тут надо опять менять тип мышления. Но для начала топ-менеджерам нужно спуститься на ступеньку ниже и научиться думать продуктами и задачами клиентов.
5. Инвестиционный тип мышления
Сюда можно попасть только после прохождения всех предыдущих типов мышления, поскольку этот тип объединяет все остальные. Здесь нужна и глубокая экспертиза в предметной области инвестирования, и способность быть коммуникатором между людьми, способность находить в людях и событиях возможности. Инвестор должен понимать, какие большие задачи общества есть на рынке сейчас и какие возникнут следующие тенденции, и уметь проектировать новые прорывные продукты. Он же должен видеть во всем масштабируемую систему из процессов, людей и KPI и т д. Конечно же он будет делать это чужими руками и даже чужими деньгами, но чтобы понимать, что все идет по плану, он должен однажды сам пройти весь этот путь.
Как человек с инвестиционным мышлением будет выходить на новый рынок? Он будет искать уже готовые команды со смежными продуктами, чтобы объединить их под своей большой идеей. Никаких касдевов с клиентами он проводить не будет, ведь все можно узнать у тех команд, которые он планирует купить.
Главная особенность инвестиционного мышления — это большой уровень визионерства основанный на том, что его способ мышления может быть любым, настолько гибким, чтобы видеть то, что не видят другие.
Но есть и обратная сторона такой доминанты мышления — вы начинаете чувствовать себя богом, отрываясь от реальности, и своими гениальными идеями наносите вред даже уже успешному бизнесу.