Что отличает предпринимателя от обычного человека
Оказывается, все дело не в удаче и не в IQ, а в комбинации конкретных навыков, которые у успешных предпринимателей развиты совсем не так, как у 95% людей
Когда я анализирую профили предпринимателей, лидеров и основателей компаний, я все чаще прихожу к одной мысли: у этих людей есть особый поведенческий почерк. И дело не в «таланте» или сверхспособностях, а в определенной комбинации навыков, которая формирует потребность создавать свое дело.
Недавно мы в SkillCode провели исследование, в рамках которого анализировали профили компетенций сотен действующих предпринимателей, создающих твердые бизнесы. Учитывая то, что наша выборка респондентов весьма широкая, мы видим в общем разрезе, что предприниматели действительно имеют особую комбинацию личностных навыков и критического мышления.

Основа предпринимательского поведения
Начну с рациональности. Основатели почти никогда не принимают решения хаотично. Хоть и живут они перманентно в хаосе, но склонны просчитывать имеющиеся ресурсы, видят ограничения, и для них норма — работать с полной неопределенностью.
Лидерство для них — не про потешить эго, а внутренняя потребность занимать доминирующую позицию. Мы часто видим определенный дисбаланс, когда «Я хочу быть лидером» у респондента, не подкрепляется ничем. У предпринимателя это подкреплено невероятно высокой аналитичностью. Умение разложить ситуацию на элементы, увидеть риски и предложить решение, даже когда информации мало, помогает им доминировать среди своего окружения.
Следом — делегирование. Масштаб невозможен без способности передавать задачи и доверять людям. Основатель не держится за каждую операционную деталь. Он делает так, чтобы его цель, стала целью его команды.
Есть еще одна важная деталь — стрессоустойчивость. Предприниматель живет в условиях, где стабильность — редкость. Поэтому высокий уровень устойчивости к неопределенности — это не просто преимущество, а то, без чего он просто не сможет функционировать в своей роли.
Что помогает им двигаться быстрее
Уверенность. Не в себе, как в человеке, а в возможности «дотащить» проект до желаемого результата. Нет уверенности, нет действий.
Инновационность. Люди, которые создают новое, не боятся тестировать гипотезы — наоборот, получают от этого удовольствие и всегда стремятся повышать эффективность работающего проекта.
Социальная адаптивность. Основатели не избегают контактов, легче входят в новую среду коммуникации и умеют использовать приобретенные связи для масштабирования.
Эмоциональная осознанность. Склонность считывать и интерпретировать эмоциональное состояние окружающих для выстраивания более качественной коммуникации с ними.
Харизма. Хотим мы того или нет, но способность влиять на эмоциональное состояние и поведенческие реакции окружающих — один из важнейших факторов для завоевания уважения к себе. Будь то сотрудники, клиенты, партнеры или инвесторы.

Что у предпринимателей обычно развито слабее
Это важный момент, о котором редко говорят.
У них часто занижена командность — они не склонны работать в группе и быть приверженным общей цели. Есть его цель, которая должна стать общей, но никак не наоборот.
Они склонны выражать свое несогласие и отстаивать свою точку зрения, а часто еще и используют конфликт, как инструмент для того, чтобы добиться своего.
Также, у них ниже потребность в системности в коммуникациях — строгие иерархии общения, бюрократия делового взаимодействия воспринимаются предпринимателями как тормоз, мешающий двигаться быстро.
Почему я вижу это так
В компании мы оцениваем поведенческие компетенции людей по 46 параметрам: видим, как люди принимают решения, как думают, как работают с командами и как взаимодействуют с людьми. И почти всегда картина повторяется: сильные стороны предпринимателя — это несимметричный профиль, где одни качества развиты значительно выше нормы, а другие — заметно ниже.
Вывод
Предприниматель — это не «суперчеловек» и не тот, кому повезло. Секрет его успеха в особом наборе и балансе качеств. Его сила — в способности сочетать аналитическую строгость с харизмой, рациональность с инновационностью, а эмоциональную осознанность с прямолинейностью.