Ругаться, судиться и стать друзьями
Что делать, если конкурент стал рекламироваться по вашему целевому запросу или еще хуже — создал продукт, название которого очень похоже на ваш товарный знак
Задача:
Решить спор между платформой для девелоперов ДВИЖ и форумом недвижимости «Движение» по поводу нейминга конференции и доменного имени.
Причина:
Команда форума недвижимости «Движение» хочет подать в суд на ДВИЖ за проведение конференции под названием ДВИЖИМОСТЬ'23. А ДВИЖ подает в суд на «Движение» за использование доменного имени.
Представьте, что ваш конкурент стал рекламироваться по вашему целевому запросу в поисковике. Или запустил новую рекламную кампанию и в креативах явно использовал элементы из вашего брендбука. Или еще хуже — создал продукт, название которого очень похоже на ваш товарный знак. Явно же пытается запутать и украсть ваших потенциальных клиентов. Что делать в такой ситуации?
Расскажем, как похожая ситуация случилась у форума недвижимости «Движение» и ДВИЖа. Спойлер: это история не про громкое судебное дело, а про то, что порой выгоднее в суд не идти.
Предпосылки
В марте 2023 ДВИЖ проводил свою конференцию ДВИЖИМОСТЬ’23.
ДВИЖ — платформа для автоматизации маркетинга и продаж застройщиков.
Подготовка началась зимой 2023 года. Конференция была бесплатной и с онлайн-форматом. Для рынка девелопмента это был почти нонсенс: обычно для застройщиков ничего бесплатно не организовывали. Анонсы мероприятия начали репостить крупные паблики и партнеры ДВИЖа.
Мы обсуждали разные варианты названия. Остановились на ДВИЖИМОСТИ, потому что этот вариант мы придумали еще в 2020 году, тогда же, когда и бренд ДВИЖ. Нам казалось, что это абсолютно нормальное название. Нам совершенно не хотелось почивать на чужих лаврах: задача была использовать свой потенциал. Но мы не учли риск того, что нас будут путать с «Движением», — Роман Гуров, CEO и основатель ДВИЖа.
По мнению Ильи Пискулина, брендинг на рынке мероприятий — одна из самых важных составляющих. Многие, посещая форум «Движение», отмечали их уникальность и брендинг. «Движение» было запатентовано, и им очень дорожили.
«Движение» — форум по девелопменту и продажам недвижимости.
На первые упоминания о конференции ДВИЖИМОСТЬ команда «Движения» отреагировала очень ревностно, но поначалу ничего не предприняла. Изначально мероприятие должно было пройти осенью 2022, но внешние факторы этому помешали. Команда «Движения» решила никак не реагировать.
А потом, в феврале 2023, ДВИЖ решил все-таки провести свою конференцию.
Конфликт
ДВИЖ был регулярным участником форума «Движение», хотя обычно сервисы туда не пускают. Поэтому готовясь к конференции, ребята отправили приглашение на мероприятие Илье Пискулину. Однако получили отказ. В это же время выяснилось, что «Движение» пишет на ДВИЖ судебное обращение за то, что название конференции ДВИЖИМОСТЬ было очень похоже на название главного события на рынке застройщиков.
От ДВИЖа требовалось либо отменить конференцию, либо проводить ее под другим названием, либо проводить ее на самом «Движении». Договориться не получилось.
Я сам списался с Ильей, но у нас не получилось договориться. Мы оба встали в позу и не хотели слышать друг друга. В целом, мне казалось, что ссориться нам не из-за чего: посыл мероприятий совершенно разный. ДВИЖИМОСТЬ — конференция чисто для наших клиентов, новых и потенциальных. Никак не способ заработка на конференциях и форумах. И тут наш юрист отметил тот факт, что у ребят из «Движения» домен соответствует нашему зарегистрированному товарному знаку. И мы подали на них в суд, — Роман Гуров, CEO и основатель ДВИЖа.
Так получилось, что юристы — люди противные и иногда читают документы. Я посмотрел на документы и выяснил, что домен «Движения» полностью копирует наш товарный знак, но латинскими буквами. Это является прямым нарушением — домен схожий до смешения. Судебная практика однозначно говорит, что данные имена копируют друг друга, — Алексей Балыбердин, юрист ДВИЖа.
Реакция со стороны «Движения» понятна: ДВИЖ использовал то, за счет чего форум зарабатывает. ДВИЖ тоже можно понять — это торговая марка. Но все еще, кажется, что многообразие слов в русском языке позволяет найти что-то различное.
Узнав о судебном иске из-за домена, команда «Движения» начала готовиться подавать в суд ответно.
Бывают спорные случаи, насколько вообще различные торговые имена схожи между собой. Большое количество исков было связано с производителями конфет. Та же самая «Аленка», на которой нарисована девочка. А можно ли выпустить такую же конфету, только чуть-чуть поменять лицо девушки, и назвать ее не «Аленка», а «Иринка»? Будет ли это нарушением? Фабрика «Красный Октябрь» потратила очень много времени, чтобы доказать, что от Аленки до Иринки один иск, — Алексей Балыбердин, юрист ДВИЖа.
Решение
Летом, за пару дней до форума недвижимости «Движение», Илья Пискулин связался с Романом Гуровым и предложил встретиться в Сочи, чтобы найти мирное решение конфликта.
Илья Пискулин рассказал, что, когда готовил речь для «Движения», задумался о необходимости объединения рынка. Он решил, что спор движется в неверную сторону. После этого Пискулин написал Роману сообщение, в котором предлагал не доводить дело до суда.
Встреча прошла успешно: у двух предпринимателей получилось договориться и подписать мировое соглашение. А ведь казалось, что решение конфликта можно найти только на судебном заседании.
Почему решили не развивать конфликт
Илья Пискулин выделил 2 причины.
- Миссионерские вещи: миссия — объединить рынок. В этом случае суд приводит к противоречию.
- Важна причина: всегда нужно разбираться в ситуации основательно. Переход с языка эмоций на язык правды — один из главных шагов к решению конфликта. В данной ситуации факты оказались не так страшны: была необходима небольшая корректировка.
Вообще, в войне никто не выигрывает: все уйдут окровавленные. И самое главное — даже если победить предпринимателя в суде, он все равно не остановится в своей деятельности. А у Ромы компания называется ДВИЖ. И он в любом случае что-то будет с этим названием делать, — Илья Пискулин, основатель форума недвижимости «Движение».
Судебное разбирательство только сожрало бы у всех время. Выиграли бы мы, забрали бы домен, но потратили бы кучу времени и испортили репутацию на рынке. Выиграли бы ребята из «Движения», получили бы от нас 2 млн рублей, но при этом потратили бы год работы на суды, а не на развитие бизнеса. Это того не стоило, — Роман Гуров, CEO и основатель ДВИЖа.
Будущее
Предприниматели заключили мировое соглашение, договорились о партнерстве и решили поделиться своей историей. Цель — показать другим командам, как еще можно решать конфликты, и уберечь их нервы, эмоции и деньги.
Команда ДВИЖа решила взять стенд на «Движении». В ответ команда Ильи Пискулина пообещала поддержать ребят и помочь провести какое-то событие прямо у них на форуме.
Пискулин приводит эту историю в пример того, что рынку необходимо объединяться. Суд не принес бы выгодны ни одной из сторон.
Важно уметь дружить, а не ставить себе задачу кого-то победить, — Илья Пискулин, основатель форума недвижимости «Движение».
А что делать остальным? Инструкция по решению конфликтов
История «Движения» и ДВИЖа — пример того, что не каждый конфликт стоит решать в суде. Даже несмотря на то, что каждый юрист будет настаивать на этом. Довольно часто судебное разбирательство становится только дополнительным источником проблем и статьей новых расходов. Никто не гарантирует, что хотя бы одна из сторон выйдет из зала заседаний с чувством полного удовлетворения и победы. Да и не всегда оно того стоит.
Так что же делать, чтобы найти мирный путь решения конфликта? Специально для вас мы попросили ключевых участников этого кейса дать несколько советов для других предпринимателей и собрали из них полноценную инструкцию.
1 шаг. Выяснить настоящую причину конфликта
Поймите, чего хочет добиться другая сторона. Не всегда требования истца совпадают с его реальными потребностями. Возможно, конкурент просто хочет завоевать вашу нишу на рынке, паразитируя на чужом товарном знаке. В этом случае не может быть никакого мирового соглашения. А бывают кейсы, как этот, где никто на самом деле не хотел нанести вред другому.
2 шаг. Просто поговорить.
Важно как можно быстрее связаться с представителями другой стороны и постараться все обсудить, но максимально без эмоций. Негатив заразителен так же, как и другие эмоции. Попробуйте улыбнуться — человек улыбнется вам в ответ, попробуйте проявить агрессию — у человека сработают инстинкты самосохранения.
3 шаг. Найти посредника и перейти на юридический язык.
Стороны действуют на эмоциях и не всегда могут корректно донести свою точку зрения. А юрист будет исходить не из эмоций, а из потребностей бизнеса и сможет донести все требования наиболее формальным и подходящим языком.
Важно оставить окно для переговоров и порой не во всем слушать юристов: они созданы для юридической войны. Предприниматель должен мыслить стратегически. Куда важнее развивать свою компанию, чем тратить время и силы на разбирательства в суде.
4 шаг. Понять, можно ли разделить, кто чем занимается.
Суд удовлетворяет иск только в том случае, если потребители товаров равнозначны. Если вы реализуете товар на одном и том же рынке, но потребители у вас разные, то вы сможете договориться и шанс заключить мировую велик.
5 шаг. Понять, как обеим сторонам выйти из конфликта победителями.
Далеко не всегда победить в конфликте означает получить решение суда в вашу пользу. Если вы найдете способ, как обеим сторонам извлечь выгоду из конфликта, победителями останутся все.
Даже если вы проиграли сам суд, то наверняка сможете получить дополнительный пиар от самого дела. Вспомните, как долго вели свои судебные разбирательства Apple и Samsung. Да, Samsung по итогу проиграл, но постоянное появление в прессе лишь добавило компании узнаваемости. А миллиард долларов компенсации, который компания выплатила 30-ю грузовиками с пятицентовыми монетами, — оригинальное решение, которое позволило привлечь еще больше внимания к компании, несмотря на проигрыш.
Предприниматели заключили мировое соглашение, договорились о партнерстве и решили поделиться своей историей. Цель показать другим командам, как еще можно решать конфликты, уберечь нервы, эмоции и деньги. При этом важно трезво оценивать ситуацию, ставить цели бизнеса на первое место и не переходить на язык эмоций.