РБК Компании
Главная Happy Job 16 января 2024

Индекс трудовых отношений: как помочь сотрудникам быть счастливее

Что такое Индекс трудовых отношений и как можно применять его в команде
Индекс трудовых отношений: как помочь сотрудникам быть счастливее
Алексей Клочков
Алексей Клочков
Основатель HR-Tech компании Happy Job

Ведущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC.

Подробнее про эксперта

«Тихое» увольнение и кадровый голод стали ключевыми проблемами для найма за последние несколько лет. В 2023 году компания HP вывела Индекс трудовых отношений, чтобы определить причины неудовлетворенности сотрудников. Результаты неутешительны: только 27% специалистов умственного труда считают, что у них здоровые отношения с работой. Что именно мешает работать в удовольствие и как можно применять Индекс HP в коллективе, рассказывает Happy Inc.

IT-компания HP выпустила Индекс трудовых отношений, чтобы узнать больше об отношениях людей с работой. Эксперты опросили 15 600 респондентов из 12 стран из разных отраслей. Оказалось, моральный дух работников по всему миру низкий: более половины говорят, что у них проблемы с психическим здоровьем и самооценкой, а 62% добавляют, что негативное отношение к работе повлияло на физическое благополучие.

Исследование показывает, что плохой баланс между работой и личной жизнью может повлиять на психическое здоровье сотрудников, а значит, и на их производительность. 83% заявили, что готовы зарабатывать меньше, лишь бы стать счастливее в офисе. 

Создатели Индекса считают, что работа будущего будет построена на эмоциональной связи, где люди смогут чувствовать себя самими собой. Работники хотят видеть чутких и эмпатичных лидеров, способных построить корпоративную культуру, в которой каждый ощутит свою значимость. HP выводит Индекс отношений из шести показателей. Повышая их, компании могут улучшать атмосферу в коллективе и укреплять боевой дух сотрудников.

Удовлетворенность 

Удовлетворение от труда — показатель того, насколько человек доволен своей работой. К типовым факторам, влияющим на комплексную удовлетворенность, относятся: условия труда, оплата, комфорт и безопасность труда, а также содержание работы.

Удовлетворенность — одна из составляющих вовлеченности. Сотрудников невозможно вовлечь в работу, если они недовольны вышеперечисленными факторами. Их также называют гигиеническими — они влияют на вовлеченность только при отрицательных показателях. В свою очередь, при высокой удовлетворенности дальнейшее улучшение только этих факторов не приводит к заметному росту вовлечения в работу.

Замерять уровень удовлетворенности нужно как минимум 1-2 раза в год, чтобы отслеживать этот показатель в динамике. Это можно делать через короткие опросы.

Примеры вопросов и утверждений:

  1. Как вы оцениваете уровень оплаты труда для своей должности?
  2. Я удовлетворен(а) физическими условиями работы (шум, жара, холод и т.д.).
  3. Я удовлетворен(а) рабочим местом, офисом и средствами труда.

Кроме того, с сотрудниками можно проводить индивидуальные встречи, давать форму обратной связи. Помогают корпоративные порталы, где люди могут общаться, задавать вопросы и оставлять свои пожелания. 

Лидерство

68% руководителей по всему миру считают, что управление требует новых подходов. Сотрудники хотят видеть эмпатичных руководителей, с которыми можно обсуждать планы компании, задачи и находить новые решения. Но на самом деле ожидания сотрудников и их руководителей расходятся. Более 75% начальников думают, что их подчиненные доверяют им, в то время как только 33% работников действительно верят в политику компании и обещания руководства. 

Эти данные подтверждают и другие исследования. Исследование Gartner «Топ-5 трендов и приоритетов в HR-сфере в 2024 году» показало, что только 50% сотрудников уверены в своем руководителе. В России статистика лучше: по данным сервиса SuperJob, своему начальнику доверяют 68% работников.

Одним из аспектов эффективного лидерства в компании является эмоциональный интеллект, когда руководитель способен на равных разговаривать с подчиненными. В исследовании HP приводит данные: 76% сотрудников хотят, чтобы их руководство умело признавать свои ошибки, а 75% отметили, что им важно обсуждать сложности в работе компании, например, нехватку бюджета или возможные увольнения. Это дает им чувство спокойствия и понимание, что их мнение важно и будет услышано. 

Человекоориентированность

70% опрошенных HP больше не готовы рисковать своим ментальным и физическим здоровьем в угоду компании (70%). В среднем только 25% работников считают, что компании ценят их и относятся с уважением, а в Японии этот показатель вовсе 3%.

Показать заботу о здоровье сотрудников компании могут с помощью специальных проектов и социальных программ. Ведомости пишут: в 2023 году консалтинговая компания Kept и ГК «Медскан» решили выяснить, как российские работодатели управляют программами по укреплению здоровья работников. Оказалось, что в целом компании заинтересованы в повышении благополучия своих сотрудников, но зачастую им не хватает комплексного подхода к управлению такими программами. Меньше 10% российских компаний, участвовавших в опросе, запустили систему управления здоровьем, и причина здесь в отсутствии стандарта качества. Компании предлагают сотрудникам страховки, бонусы, но когда этих привилегий становится слишком много, ими просто не могут эффективно управлять.

Из-за этого снова неутешительная статистика: по данным совместного исследования НАФИ и ГК «Медскан», 62% работающих россиян считают, что их работодатель уделяет недостаточно внимания здоровью сотрудников.

Авторы исследования отмечают, что в промышленной сфере больше заинтересованы в сохранении физического здоровья. Сотрудникам субсидируют затраты на санатории и курорты, оплачивают страховые полисы. В финансовый, технологический и потребительский секторы больше внедряют цифровые платформы, где люди могут получить медпомощь удаленно. Непромышленные секторы, особенно IT, делают акцент на поддержании психологического здоровья работников. 

Профессиональные навыки

Лишь небольшая часть опрошенных (чуть больше 30%) чувствуют уверенность в своих навыках. Это в том числе обязанность компании ― помогать сотруднику постоянно развиваться. Зачастую руководители не замечают энтузиазма специалистов, которые готовы обучаться, чтобы позже принести прибыль компании. 68% опрошенных хотят быть частью бренда, который помогает им расти, развиваться в своей и смежных сферах.

По данным РБК Тренды, компании, которые вкладываются в развитие команды, зарабатывают на 24% больше. Среди сотрудников 93% называют корпоративное обучение одним из условий, из-за которого можно не увольняться. Однако не весь бизнес готов инвестировать в образование кадров. Работа.ру и СберПодбор посчитали: 60% сотрудников в 2023 году сами оплачивали свое обучение.

Есть надежда, что в 2024 году ситуация изменится. По результатам опроса сервиса Lerna, около 80% работодателей заложили в бюджет 2024 года обучающие программы. Платформа Skillbox пишет, что 39% компаний даже планируют его увеличить. Сколково приводит компетенции, которым будут массово обучать в новом году, ― это операционная эффективность, управление персоналом, лидерство, управление изменениями, цифровая трансформация.

Оборудование и сервисы

Зачастую сотрудники жалуются на то, что компания недостаточно цифровизирована. Она просто не слышит сотрудников и предлагает то, что им на самом деле не нужно. 72% респондентов хотели бы работать в компании, где их слышат и предлагают те инструменты и оборудование, которые помогли бы быть эффективнее. 

Чтобы оценить удовлетворенность сотрудников техническим оснащением, необходимо проводить опросы и собирать обратную связь. Исследование проводят в формате анонимного опроса. Обычно HR-менеджеры используют готовый опросник, но его можно адаптировать под задачи компании.

Также эффективен one-to-one метод, где HR-менеджер в интервью оценивает, насколько у специалиста комфортное рабочее место, как он чувствует себя в офисе, что мешает или помогает ему быть эффективным.

Для удаленных сотрудников компании часто запрашивают список необходимых для работы инструментов. Работникам колл-центров покупают наушники и микрофон, при необходимости выдают компьютеры. Дизайнерам нужно оплачивать лицензионные версии программ, а маркетологам и аналитикам ― специальные сервисы. Чем больше сотрудник получит инструментов, которые облегчат его рутину, тем больше шансов, что он останется продуктивным.

Рабочее место

Все больше сотрудников предпочитают гибкий формат работы. Для них важнее всего комфорт и возможность не подстраивать весь свой быт под рабочий день. 70% специалистов, которые могут выбирать, работать им из дома или в офисе, назвали свои отношения с работой здоровыми.

Интересно, что руководители чаще довольны рабочим местом. Согласно исследованию, они имеют более гибкий график и проводят достаточно времени с семьей. Только 27% менеджеров высшего звена остались недовольны организацией рабочего места.

Компания VK, например, запустила платформу, которая позволяет сотрудникам самостоятельно определить, как им удобно работать. Это гибридный онлайн-офис, где можно построить собственный режим: офисный, удаленный или комбинированный. Все встречи с командой и обсуждения можно проводить прямо на платформе. Все изменения и решения нужно согласовывать с руководством. 

Если после пандемии многие компании переводили своих сотрудников на удаленку, сейчас все чаще командам предлагают работать в офисе. В Яндексе пришли к формату, где большую часть времени можно выполнять задачи удаленно, но 2-3 дня в неделю надо приезжать в офис. Такой тренд задают и зарубежные компании ― Google, Salesforce и Meta.

Индекс трудовых отношений HP наглядно показывает, что ожидания сотрудников изменились. Недостаточно просто красивого офиса или хорошей зарплаты. Люди все больше обращают внимание на то, как они ощущают себя в компании. Им важно чувствовать свою значимость, видеть результаты труда и осознавать влияние на успехи компании. Все это возможно только если работодатель будет комплексно подходить к организации рабочего места сотрудников, слушать их и учитывать пожелания.

Последнее изменение: 16 января 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2009
Уставной капитал600 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Чертаново Северное, ш. Варшавское, д. 118 к. 1, Э 10 пом XLII ком 3
ОГРН 1097746392127
ИНН / КПП 7723721430 772601001
Среднесписочная численность20 сотрудников

Контакты

Адрес 117587, Россия, г. Москва, Варшавское ш., д. 118, к. 1, 10 эт
Телефон +74956468389

Социальные сети