РБК Компании

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Как и чем поможет «Карта кликов» Яндекс.Метрики при продвижении сайта
Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься
Сергей Просветов
Сергей Просветов
Старший SEO-специалист

Проведение экспериментов и исследований по выявлению эффективных методик поискового продвижения. Технические, поисковые и маркетинговые аудиты более 70 сайтов. Развитие более 140 проектов.

Подробнее про эксперта

Сложно найти сайт, который не подключен к Яндекс Метрике и, многие SEO-специалисты и владельцы сайтов часто обращаются к сервису с целью изучения статистики посещаемости ресурса.

Любопытно, что только единицы специалистов находят время в своем плотном графике и обращаются к инструменту «Карта кликов» с целью изучения поведения пользователей на страницах сайта.

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься
Скриншот Яндекс.Метрики

Что такое карта кликов в Яндекс Метрике?

Карта кликов — это инструмент для анализа активности пользователей на вашем веб-ресурсе. Она отображает интенсивность кликов по различным элементам веб-страниц, включая не только интерактивные элементы, типа кнопок и ссылок, но и статичные объекты.

Анализ поведения пользователей, основанный на кликах, позволяет наглядно увидеть популярные зоны, где концентрируется внимание посетителей, и оценить поведение аудитории как на отдельной странице, так и в рамках целого раздела сайта, собирая обобщенные данные по кликам.

Нам доступен инструмент, который показывает тепловую карту кликов пользователей на продвигаемых страницах, остается только понять — устраивает она нас или где-то есть серьезный недочет, исправление которого позволит улучшить поведенческие метрики.

Помимо устранения явных недочетов, которые встречаются практически на любом веб-ресурсе, при должном подходе и правильной интерпретации поведения потенциальных клиентов на приоритетных для бизнеса страницах, можно улучшить конверсию и продажи.

Только представьте, своими руками сделать сайт более удобным для людей.

Варианты отображения карты кликов

В инструменте «Карта кликов» есть несколько режимов отображения информации:

  • Тепловая карта;
  • Монохромная карта;
  • Клики по ссылкам и кнопкам;
  • Карта прозрачности;
  • Карта элементов.
Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься
Скриншот Яндекс.Метрики

Краткое описание каждого из них можно изучить на странице Яндекс Справки и оценить их на практике.

В статье же я предлагаю остановиться на основном формате отображения поведения пользователей на страницах — тепловой карте кликов.

Какие задачи решает тепловая карта кликов?

Если ориентироваться на информацию самого Яндекса об инструменте, карта кликов поможет:

  1. Выявить элементы страницы и области контента, которые пользователям могут казаться ссылками.
  2. Выявить самые кликабельные элементы страниц.
  3. Оценить юзабилити сайта.
  4. При правильной интерпретации поведения пользователей на разных типах страниц своего сайта, инструмент поможет сгенерировать новые гипотезы, а с внедрением в процессы поискового продвижения продуктового подхода, приоритизировать каждую из них и поэтапно внедрить на сайт, начав с наиболее значимой.
  5. Устранение явных недочетов технической части и доработка менее очевидных пунктов позволит вам увеличить конверсию и продажи.

Нюансы, которые важно учесть

Самый главный нюанс — инструмент показывает актуальную страницу вашего сайта. Если вы вчера сделали полный редизайн, данные карты кликов периодом раньше будут показываться некорректно. После внедрения кардинальных доработок, оптимально выдержать какое-то время (в зависимости от объема трафика), чтобы собралось достаточное количество данных для обновленной версии страниц.

Как показывает практика, оптимальные настройки для получения репрезентативных данных:

  • Визиты только из поисковых систем.
  • Данные за последний квартал.
  • Лучше обойтись без роботов.
  • Анализ десктопной и мобильной версии страниц.
  • Постраничный анализ (без объединения в группы).

При проведении первичного анализа, URL рекомендую брать из раздела «Страницы входа» Яндекс Метрики — самые популярные с точки зрения привлечения поискового трафика за выбранный период. Такой подход позволит сразу получить достаточное количество данных, а также выявить наличие недочетов в сквозных блоках (шапка и подвал), устранение которых коснется всех страниц ресурса.

Как интерпретировать клики?

В отличие от условного A/B-тестирования доработок, где нужно сравнить два варианта и выбрать лучший, здесь мы вынуждены самостоятельно изучить, куда кликают пользователи на страницах продвигаемого проекта, понять — все ок или нет и, если нет — что можем улучшить!?

Кажется, это звучит просто, но на практике не у всех получается сосредоточиться и сделать правильные выводы, глядя куда накликали пользователи.

Пример на сайте услуг

При анализе тепловой карты кликов для детальной страницы услуги важно обращать внимание как на сквозные элементы и типовые блоки, которые могут фигурировать на других страницах, так и на контент конкретного документа.

  1. При переходе на одну из наиболее популярных услуг, пользователи на десктопной версии:
  • переходят на страницу с адресами физических представительств;
  • кликают по навигационной цепочке;
  • ознакамливаются с важной информацией по контекстной ссылке;
  • обращаются к виджету онлайн-консультанта.

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

На мобильной версии похожая картина, за исключением того, что пользователи кликают по иконке личного кабинета, а ссылка на адреса представительств вообще отсутствует:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

На что обращаем внимание:

  • клики по навигационной цепочке на десктопной версии. Скорее всего это обусловлено тем, что в шапке нет классического формата главного меню;
  • так как на десктопной версии пользователи кликают на адреса организации, имеет смысл вывести ссылку и на мобильной версии.

2. Калькулятор расчета примерной стоимости:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Функционал расчета стоимости является самым популярным на странице, независимо от устройства.

Несмотря на то, что карта кликов визуально корректная, важно убедиться, что калькулятор работает корректно, а также проверить абсолютно все этапы, которые проделывает пользователь — он должен быть удовлетворен его работой.

Любопытный факт, что при выборе пунктов «Состояние изделия», «Вставка» и «Кредитная история» пользователи целенаправленно кликают на стрелочки на ПК и мобильной версии, а не просто в пустую область пунктов, хоть и вся область пунктов кликабельна:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Как минимум стоит проверить, раскрывается ли область пунктов, если кликнуть на стрелочку — бывает, что нет!

3. Так как страница привлекает поисковый трафик в основном по более общим ключевым фразам, блок ссылок на страницы-теги также пользуется спросом:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Если вы рассматриваете общую страницу направления услуг, которая имеет ряд вложенных, рекомендую рассмотреть реализацию подобного блока. Он будет полезен как для пользователей, которые ищут что-то конкретное перейдя на общую страницу из поисковика, так и для перелинковки.

4. Блок FAQ:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Что касается блока с ответами на вопросы:

1) Если он пользуется у пользователей спросом, важно убедиться, что:

  • все вопросы подобраны действительно по теме и решают проблематику потенциальных клиентов, а не просто добавлены для вставки текста и ключевых фраз;
  • ответы на вопросы актуальны и исчерпывающие;
  • все ли вопросы представлены или можно расширить блок. 

2) Как и в случае с онлайн-калькулятором, обращаем внимание на клики по крестикам, при том, что в блоке кликабельна вся область вопроса. Также, проверяем, доступен ли пользователю ответ, если кликнуть целенаправленно на крестик.

Пример на интернет-магазине

Как показывает практика, в отличие от сайтов услуг, у интернет-магазинов все чуть более очевидно в плане перемещения пользователей внутри сайта. Если вам кажется, что вы все сделали правильно (или как у конкурентов), это не значит, что сайт удобен для людей.

  1. Первый экран популярного раздела каталога.

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

1) Обращаем внимание на обращение к кнопке вызова фильтра.

2) Не все быстрые ссылки на подразделы, которые выведены под заголовком страниц, пользуются спросом. Здесь нам важно свериться с мобильной версией и, если там картина схожая, ссылку с анкором [Газовые] стоит заменить на что-то более полезное для пользователей.

3) Решение дополнить информацию о количестве товара в листинге тем, что 57 из них участвуют в акциях, можем считать удачным. По тексту пользователи кликают, он действительно кликабелен (на заметку).

Что касается первого экрана мобильной версии:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

1) В отличие от ПК-версии, пользователи более активно используют быстрые ссылки под заголовком, в том числе с анкором [Газовые]. Сложно сказать, почему такая разница между версиями по конкретной ссылке, главное что их точно убирать не стоит. Можно рассмотреть расширение этого блока ссылок еще на 2-3 ссылки и затем провести пост-анализ.

2) В остальном, если не вдаваться в детали, картина того, как ведут себя пользователи, между версиями схожая.

2. Моделируем поведение посетителей сайта и кликаем на кнопку вызова фильтра:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

  1. Сортировка параметров фильтрации выполнена достаточно качественно, то есть, пункты идут по убыванию в зависимости от популярности у пользователей. Возможно, стоит поднять выше [Страна бренда], но этот параметр добавлен совсем недавно — еще не успели оценить его востребованность.
  2. На удивление популярен пункт [В наличии], который редко можно встретить в любом другом интернет-магазине.

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Фильтр на мобильном устройстве расположен таким образом, что он открывается поверх данных основного контента страниц, поэтому здесь важно не запутаться и «отделить» клики между собой.

Здесь показатели кликов схожи с десктопной версией, хоть их и заметно меньше, тем не менее к сортировке параметров также нет никаких вопросов.

3. Закрываем фильтр и проматываем страницу ниже:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься
Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

На обоих версиях есть клики на товары.

4. В нижней части страницы пользуется спросом постраничная навигация: 

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

При этом переход на вторую страницу более популярен, чем функционал подгрузки нового товара без обновления URL-адреса.

На мобильной версии отличий в плане поведения пользователей нет:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

5. Может показаться, что блок преимуществ компании не пользуется спросом:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Но это только потому, что он не интерактивный на десктопной версии и вся информация доступна посетителям сайта по умолчанию. 

А вот для мобильных устройств блок реализован в формате слайдера и, пользователи интересуются информацией в нем:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

6. В подвале сайта пользователей интересуют гарантии и услуги установки и подключения:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Проблема в том, что на мобильной версии подвал более лаконичен, что не совсем корректно — определенно стоит подумать, как вывести ссылки на служебные страницы:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

7. Рассмотрим поведение пользователей на одном из популярных товаров:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

1) Активно используются стрелки для прокрутки фотографий товара. Если у вас на детальной странице нет стрелок в явном виде — стоит добавить!

2) Возможно, удобный для пользователей, судя по кликам, но не самый оптимальный формат реализации превью фотографий. Занимает много места на странице, за счет чего с правой части много пустого пространства.

3) Если мы рассматриваем доработку превью фото и создание слайдера по примеру других интернет-магазинов и маркетплейсов, стоит учесть популярность фото по тепловой карте кликов и изменить сортировку.

4) Ссылка на все товары бренды из характеристик решает пользовательскую задачу, помимо перелинковки.

Схожая картина на мобильной версии:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

1) В отличии от ПК-версии, здесь превью реализовано слайдером и в первую очередь выведены наиболее популярные фотографии.

2) Очевидно и без карты кликов:

  • явно какая-то проблема со стрелкой справа, в слайдере с превью;
  • навигационная цепочка занимаем много места в первом экране.

3) Как и на десктопе — часть пользователей переходят по хлебным крошкам в общую категорию товара.

8. Во втором экране располагаются вкладки с основной информацией, описание открыто по умолчанию:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

На вкладке «Характеристики» нет быстрых ссылок, поэтому логично, что и клики отсутствуют:Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

На мобильной версии формат вкладок кажется не совсем удобным, так как раскрыто достаточно объемное описание товара, другие вкладки при этом располагаются ниже:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Возможно, это одна из причин практически нулевой активности в рамках других, скрытых вкладок:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

9. Блок рекомендуемых товаров пользуется спросом, при должном отношении к подбору товара.

Ниже блока рекомендованных товаров пользователи не кликают на обоих версиях — это может говорить о том, что основная информация на детальной странице карточки товара, а также блок рекомендованного товара, полностью отвечает на запрос пользователей, которые переходят из поисковых систем.

Пример на информационной статье

В зависимости от уровня проработки детальных страниц статей вы можете постараться улучшить жизнь пользователям, которые переходят на сайт по информационным запросам, это:

  • окружение основного контента материала;
  • удобство навигации в рамках страницы;
  • попытка конвертировать информационный трафик в лиды.
  1. В первом экране статьи «Пошаговая инструкция по настройке Google Indexing API» пользователи переходят на главную страницу сайта, оценивают статьи, кликают на автора:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

2. Что касается удобства навигации по тексту статьи, наличие блока «Содержание», кажется, является обязательным:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

3. Не всегда контекстные ссылки на услуги хорошо работают:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Постарайтесь отказаться от вставки контекстных ссылок только ради SEOшной перелинковки, лучше делать это осознанно или продумать интеграцию целевой услуги в текст на этапе подготовки ТЗ для копирайтера.

4. Не стоит боятся делиться с пользователями полезными ссылками, даже если они внешние:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Только рекомендую сделать открытие внешних ссылок в новой вкладке браузера.

5. Круто, если вы предложите пользователю не просто информацию, а поделитесь чем-то полезным, что можно выделить и скопировать:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

6. В комментариях к статье пользователи тоже могут делиться друг с другом полезной информацией и ссылками:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Не буду вдаваться в подробности, чем полезен пользовательский контент (UGC) на сайте, только обязательно модерируйте комментарии на случай спама и линкбилдинга.

7. Один из вариантов конвертирования информационного трафика в лиды — размещение акционных баннеров.

Может показаться, что по баннеру никто не кликает: 

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Но это только в первом-втором экране документа, а так как он остается закрепленным при прокрутке, к середине статьи его уже замечают:

Тепловая карта кликов в Яндекс Метрике: холодно, тепло, обожжешься

Кстати, а вы знали, что если в рамках баннера нет кнопки, по нему будут кликать кратно меньше!?

Заключение

Примеры работы с тепловой картой кликов в Яндекс Метрике и интерпретации поведения пользователей даны в первую очередь для понимания, как вы можете взаимодействовать с инструментом и делать сайт удобным для реальных пользователей. Помните, что нет универсальных решений — ваш личный опыт всегда будет индивидуален.

Чтобы время между теорией и практикой не было слишком большим, предлагаю прямо сейчас включить в свой план анализ тепловой карты кликов и найти на продвигаемых страницах минимум 5 явных недочета, доработка которых позволит сделать сайт еще лучше.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Признанный эксперт в SEO отраслиЕжегодно входим в ТОП-3 и ТОП-10 SEO-компаний России, рейтинги SEOnews, RUWARD SEO, Workspace и др.
1 место Workspace Digital Awards1 место в номинации «Поисковое продвижение SEO под ключ» Workspace Digital Awards
2 место в рейтинге SEONEWS2 место в рейтинге «SEO глазами клиентов» от SEONEWS
5 место в «Рейтинге Рунета»В ТОП по комплексной работе с клиентами (разработка + продвижение и общий рейтинг Digital-агентств)
6 место в рейтинге RUWARD6 место в едином рейтинге SEO-компаний 2022 RUWARD

Профиль

Дата регистрации24.11.2010
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА Г. ЗЕЛЕНОГРАД ПР-Д 4922-Й Д. 4 СТР. 5 ЭТ 3, ПОМ I, КОМ 6
ОГРН 1107746955524
ИНН / КПП 7735573603 773501001
Среднесписочная численность24 сотрудника

Контакты

Адрес 115093, Россия, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр. 1 (БЦ «Glass House») 124498, Россия, г. Москва, г. Зеленоград, пр-д 4922-й, д. 4, стр. 5 (Технопарк «ЭЛМА»)
Телефон +74959895311

Социальные сети