Как сегодня меняется российское бизнес-образование
Дмитрий Волков о вызовах бизнес-образования: адаптации к переменам и использовании новых возможностейДоктор экономических наук, профессор
Сегодня наш рынок претерпевает значительные изменения, которые связаны, прежде всего, с переориентацией бизнес-образования в России на решение новых задач. Управление в условиях неопределенности, возникновение непрогнозируемых рисков, переориентация бизнеса на другие рынки — возникло много новых вызовов. Актуальные стратегические задачи страны, такие как импортозамещение и достижение технологического суверенитета также непосредственно связаны с текущей геополитической обстановкой. Рынок образовательных программ должен учитывать эти процессы: существенно меняются как игроки, так и потребности аудитории. Цели акторов рынка — получить новые навыки и знания не только в области профессионального развития, но и в сфере личностного развития и общего развития руководителя.
Опережающее развитие российских бизнес-школ
Выбывшие из игры зарубежные бизнес-школы заменяют российские. Сегодня уже отчетливо выделились некоторые лидеры рынка, среди которых и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ). Об этом свидетельствует, в частности, повышенный спрос на дополнительное бизнес-образование в ведущих бизнес-школах. Так, например, в ВШБ рост объемов на программах МВА и DBA составил 60% по итогам 2023 года. А если говорить о направлении корпоративного обучения, на программах, разрабатываемых по заказу крупнейших российских компаний, спрос составил 80% за прошлый год. Мы стремимся развивать ВШБ как бизнес-школу первого выбора.
Изменился спрос — и наши ведущие школы бизнеса на него отреагировали. Но чтобы укрепиться в нише, которую раньше занимали другие игроки, необходимо предоставлять слушателю качественный продукт, отвечающий и новым потребностям рынка, и международным стандартам.
Расширяя границы
Если раньше российские школы бизнеса были существенно интегрированы в европейские международные консорциумы и ассоциации бизнес-образования, студенческая мобильность в существенной степени ориентировалась на западные страны, то сегодня отечественное бизнес-образование в большей степени опирается на собственные ресурсы. В частности, существенно повышается мобильность непосредственно на пространстве Российской Федерации, активно развиваются партнерские отношения с образовательными институциями Китая, Индии, Арабских стран, Африки и Латинской Америки.
Предпосылки и акценты в изменениях программ
Можно выделить две основных линии в развитии образовательных программ, исходя из запросов рынка и новых задач, которые стоят перед российской экономикой: с одной стороны, предпринимателей и топ-менеджеров интересуют особенности ведения бизнеса и взаимодействия с партнерами из стран глобального юга, с другой — становятся востребованы программы, ориентированные на внутреннюю российскую аудиторию, где стоят иные задачи — импортозамещение, управление в условиях повышенных рисков, изменение цепей поставок и логистики.
Исходя из предпосылки, что экономика страны и внутренний рынок должны быть самодостаточными в критически важных отраслях, меняется палитра гибких навыков, необходимых руководителю. На первый план выходят такие компетенции, как критическое и системное мышление, умение работать с креативными командами, управление инновационными проектами. И здесь мы говорим, как о новых профессиональных задачах, так и о новых фокусах в развитии управленческих компетенций и гибких навыков в целом.
Важно подчеркнуть условия жесточайшего дефицита трудовых ресурсов, которые сложились на российском рынке сегодня, — нехватка кадров ощущается на всех уровнях и во всех отраслях. Раз такая потребность возникла, ее надо быстро закрывать. Эти вопросы и решают бизнес-школы путем разработки и вывода на рынок новых программ, отвечающих запросам рынка. Разрабатывая программы, мы закладываем в результат обучения те компетенции и навыки, которые необходимы специалисту, чтобы решать стоящие перед ним задачи.
Обновление форматов — ответ на ожидания бизнес-сообщества
Можно говорить о кардинальном изменении фокусов программ и образовательных продуктов, о появлении новых тематик, связанных с теми задачами, которые мы обозначили выше. Например, возьмем аспект развития и внедрения ИИ-технологий: каким образом средствами искусственного интеллекта можно сделать работу руководителя более эффективно? Или — как оптимизировать бизнес-процессы с помощью ИИ-инструментов? При этом важно помнить, что нужны, как общеразвивающие верхнеуровневые программы, так и более конкретные образовательные продукты, которые отвечают на вопрос «как?».
В связи с этим можно выделить такой тренд, как появление большого количества конкретных программ, направленных на реализацию определенных очень четких идей. Логика дизайна таких образовательных продуктов простая: эта программа решает актуальные задачи конкретного руководителя, поэтому она должны быть сфокусированной, короткой, с использованием оптимальных решений — онлайн-инструментов и других современных образовательных технологий.
Также можно выделить группу программ, которые ставят целью развитие критического мышления, стратегического видения, кругозора — эти компетенции делают человека более устойчивым к неопределенности и повышенным рискам.
Сегодня на рынке существуют большое разнообразие образовательных программ различных форматов. Среди них — долгосрочные и короткие программы, фокусные программы, «дженералистские», асинхронные с доступом 24/7, дистанционные синхронные, кейс-чемпионаты.
Все это многообразие форматов призвано удовлетворить потребности конкретной целевой аудитории и помочь слушателям реализовать их бизнес-цели.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль